Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "ПИТЕРСПОРТСТРОЙ" (далее - Заявитель);
ГБОУ ГИМНАЗИЯ N 363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (далее - Заказчик);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18546-ЭП/22 от 15.07.2022) на действия единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту стадиона в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия N 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: 192284, Санкт-Петербург, улица Димитрова, дом 15, корпус 3, лит. А в 2022 году (извещение N 0172200002222000108) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200002222000108. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 515 900,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.07.2022 NПРОI1, заявка участника отклонена по следующим основаниям:
Несоответствие по первым частям заявок извещению информации и документов: характеристик товара - пп. "а", п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ. Отклонение по п.1 ч.5 ст. 48 Закона 44-ФЗ.
В отношении товаров Искусственная спортивная трава тип 1 и Искусственная спортивная трава тип 2 установлен показатель "Тип нити монофиламентный (фиблированный).", при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Если значения или диапазоны значений показателя, при условии, что наименование показателя не указано либо указано в единственном числе, _ участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, _, также в отношении показателей у которых указано одно значение или диапазон значений при сопровождении другого значения или диапазона значений в скобках "(_)".", в заявке участника "Тип нити монофиламентный (фиблированный).", то есть не указано одно конкретное значение типа нити, что также противоречит ГОСТ Р 58724-2019.
В отношении товара Искусственная спортивная трава тип 1 установлен показатель "Цвета по RAL 110-70-60; 150-50-30.", у которого наименование показателя указано в множественном числе, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, требования и значения показателей переносятся в заявку без изменения, за исключением слов указанных в настоящем абзаце." (в заявке участника "Цвета по RAL 150-50-30.").
В отношении товара Спортивный элемент установлен показатель "Могут быть с креплением к земле и с противовесом.", при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Если значения или диапазоны значений показателя, а также требования к таким значениям, указаны с использованием союза "и" _, за исключением случаев, когда перед такими значениями или диапазонами значений указаны словосочетания _, "могут быть", в таком случае участник должен выбрать одно из таких значений или диапазонов значений, указанных в соответствии с положениями настоящей инструкции _", в заявке участника "С креплением к земле и с противовесом.", что не соответствует ни инструкции ни таблице 1 ГОСТ Р 55664-2013.
Описание объекта закупки содержится в Приложении к извещению о проведении закупки, в том числе:
"Тип нити монофиламентный (фиблированный)"; "Цвета по RAL 110-70-60; 150-50-30"
Инструкция по заполнению заявок содержит, в том числе следующие положения:
Если значения или диапазоны значений показателя, при условии, что наименование показателя не указано либо указано в единственном числе, указаны с использованием символа ";" либо союза "или" участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз, также в отношении показателей у которых указано одно значение или диапазон значений при сопровождении другого значения или диапазона значений в скобках "(_)". Если указано одно значение или указан диапазон значений при сопровождении других значений или диапазонов значений в скобках "(_)" разделенных между собой символом "," участнику необходимо выбрать одно значение или диапазон значений из указанных в скобках.
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, требования и значения показателей переносятся в заявку без изменения, за исключением слов указанных в настоящем абзаце.
Представитель Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС сообщил следующее:
В соответствии с табл. 1 ГОСТ Р 55664-2013 данное требование распространяется к воротам типа 1 или типа 2 или типа 3 или типа 4.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки участнику надлежало руководствоваться следующим правилом: "Символ "\" означает, что участнику следует предоставить в заявке значение показателя, выбранное из указанных заказчиком".
Следуя требованиям инструкции, участником было указано значение: "Со штангами, закрепленными в установочных гильзах и стойками натяжения", что соответствует воротам типа 1.
В отношении спорного показателя, в соответствии с табл. 1 ГОСТ Р 55664-2013 установленное заказчиком требование "Могут быть с креплением к земле и с противовесом" распространяется исключительно к воротам типа 3 или типа 4. В заявке же участником по ранее приведенному показателю был указана характеристика ворот, определяющая их как тип 1.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки не регламентирует порядок представления сведений о показателях в случае наличия противоречащих требований.
Следовательно, в данном случае применимо положение инструкции по заполнению заявок, а именно: В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, требования и значения показателей переносятся в заявку без изменения, за исключением слов, указанных в настоящем абзаце.
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе, Комиссия УФАС констатирует, что комиссия по осуществлению закупок имела достаточные основания для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок не имела достаточных оснований для отклонения заявки на участие в конкурсе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок), следовательно, в ее действиях находятся признаки нарушения п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки Комиссия УФАС отмечает следующее:
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Заказчик установил требование, в том числе следующих показателей товара:
Тип нити монофиламентный (фиблированный)"; "Цвета по RAL 110-70-60; 150-50-30".
При этом, ГОСТ Р 58724-2019 предполагает технические характеристики, указываемые в паспорте изделия как "тип нити: монофиламентный или фиблированный".
Помимо вышеуказанного, инструкция по заполнению заявки с описанием объекта закупки позволяет субъективно трактовать наименование показателя, в частности, наименование "Цвета" указано в неопределённом числе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Выявленные в действиях Заказчика и его комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем пересмотра заявок на участие в запросе котировок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 43, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПИТЕРСПОРТСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушения п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Пражская ул., д. 46,
Санкт-Петербург, 192241
тел.: 7-812-7061255
ГУП "Агентство по государственному
заказу РТ"
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
факс: (843) 292-95-87
ООО "ПИТЕРСПОРТСТРОЙ"
пр. Обуховской Обороны, д. 76, корп. 4,
лит. А, пом. 10-н, офис 624,
Тольятти, 192029
тел.: 7 9215834496
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2275/22
21.07.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-2275/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Заказчику - ГБОУ ГИМНАЗИЯ N 363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 5 ст. 48, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002222000108;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0172200002222000108 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002222000108 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25.08.2022.
3. Оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу РТ":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2022 г. N 44-2275/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022