Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
ООО "Авангард медиа" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18701-ЭП/22 от 18.07.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку (изготовление) и монтаж павильонов ожидания городского пассажирского транспорта без рекламных конструкций в Выборгском, Василеостровском, Красногвардейском, Курортном, Петроградском, Приморском районах Санкт-Петербурга (Тип - "Стандарт") (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200202322000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 041 452, 00 рублей.
В жалобе ООО "Авангард медиа" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.07.2022 NИЭА1, заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением и предоставленных участником закупки оператору электронной площадки, требованиям, установленным в извещении (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ) . Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ.
Согласно п. 2.1 раздела 2 Приложения N3 к Извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ", предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
1)В Приложении N 1 к Техническому заданию закупки по позиции N1 "Остановочный павильон, тип "Стандарт"" установлены, в том числе, следующие требования: "Линейные размеры закаленного стекла покрытия кровли остановочного павильона (ВхШ): больше 1500х655 мм.".
В заявке участник закупки предоставил по позиции N1 "Остановочный павильон, тип "Стандарт"", следующие значения показателя "Линейные размеры закаленного стекла покрытия кровли остановочного павильона (ВхШ): больше 1500х655 мм"
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: "1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное."
Таким образом, не указав по позиции N1 "Остановочный павильон, тип "Стандарт"" конкретное значение показателя "Линейные размеры закаленного стекла покрытия кровли остановочного павильона (ВхШ)" превышающее установленное, участник предоставил сведения, не соответствующие положениям извещения".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки.
В отношении товарной позиции N1 "Остановочный павильон, тип "Стандарт" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Линейные размеры закаленного стекла покрытия кровли остановочного павильона (ВхШ): больше 1500х655 мм."
Анализ заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено следующее:
"Линейные размеры закаленного стекла покрытия кровли остановочного павильона (ВхШ): больше 1500х655 мм".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что, по его мнению, участники должны были руководствоваться п. 1.1 инструкции, содержащейся в Приложении N 3 к извещению:
"Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное".
В свою очередь, Заявитель пояснил, что, по его мнению, в инструкции отсутствуют правила заполнения значений вида "больше N1 х N2" (где N1, N2, - требуемые значения) с наименованием "линейные размеры", следовательно, Заявитель оставил данное значение без изменения.
Вместе с тем, ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном показателе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для субъективного применения инструкции при рассмотрении сведений о конкретных показателях и, следовательно, имела основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а доводы жалобы являются необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, Заказчиком установлены следующие правила:
"При подаче сведений о товаре участнику следует руководствоваться следующими правилами и случаями применения формулировок при установлении требований к показателям товаров:
1. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков в формате: "больше N1", "не ниже N1", "не меньше N1", "минимально от N1", "N1 и более", "выше N1", "не ранее N1", " N1", "> N1" (где N1 - числовое/требуемое значение).
1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака ">_", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не меньше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не ниже", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не ранее", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.8 При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к минимальному значению показателя товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания значений показателя, руководствуясь положениями установленной Заказчиком нормативно-технической документации.
1.9 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "и более", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.10 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 1.1 - 1.7 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
1.11 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "минимально от", означает что участник закупки обязан указать значение, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, без использования предлога "от", если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.12 При установлении требований из пунктов 1.1 - 1.6 к значению показателя степени защиты, участнику следует руководствоваться положениями настоящей инструкции к минимальному значению показателя по каждому из измеряемых значений.
2. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков в формате: "не выше N1", "не больше N1", "N1 и менее", "максимально до N1", "меньше N1", "ниже N1", "N1 ", "N1>" (где N1 - числовое/требуемое значение).
2.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "меньше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "ниже", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "_>", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "максимально до", означает что участник закупки обязан указать значение, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя, без использования предлога "до", если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 2.1 - 2.7 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
2.9 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "и менее", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не более установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3. Требования к минимальному и максимальному значению показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков: "не выше", "не больше", "максимально до", "меньше", "ниже", "", ">", "больше", "не ниже", "не меньше", "минимально от", "выше".
3.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием только числовых значений и различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием только числовых значений и различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "N1 - N2" (где N1, N2 - требуемые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений. Исключением являются случаи, когда единица измерения установлена в наименовании показателя, в данном случае Участнику требуется указать один из вариантов значений, указанных через знак тире.
3.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием числовых значений и слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
4. Требования к значению показателей (характеристик) товара, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений показателей, включая сведения о соответствии товара нормативным документам). Данный вид показателей Заказчик устанавливает, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как варианты значений показателей (характеристик) товаров. При этом варианты значений, установлены Заказчиков в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
4.1 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием союза "или" означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.2 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием знаков "/" (за исключением случаев: когда требование установлено в виде простой несократимой дроби, требование установлено к покрытию) означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.3 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием "и/или" означает что участник закупки обязан указать одно конкретное или несколько вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.3 При указании в заявке на участие сведений о конкретных показателях (характеристик) товаров, согласно инструкции по заполнению заявки, выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-ий) показателя в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Показатели, установленные для другого(-их) варианта(-ов) значения(-ий), участник должен либо не указывать, либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "Х" и др.
Общие положения:
Во всех иных случаях, не указанных в настоящей инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в заявке обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией.
Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению показателя габаритный размер при описании таких габаритов товара как ширина, толщина, высота, длина с использованием значений формата: "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя (не интервальное) в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя в отношении каждого значения перечисленного через "х".
Установление Заказчиком требований к минимальному и/или максимальному значению показателя габаритный размер при описании таких габаритов товара как ширина, толщина, высота, длина с использованием значений формата: "N1 х N2" (где N1, N2, - требуемые значения), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя (не интервальное) в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному и/или максимальному значению показателя только в отношении первого значения перечисленного через "х".
Установление Заказчиком требований в соответствии с п.1.1-4.4 настоящей инструкции, при этом наименование показателя содержит более одной однотипной характеристики (например, "тип открытия, закрытия", "прочность при разрыве до и после старения"), следует считать, что уточняющие слова/знаки/словосочетания из п.1.1-4.4 относятся к каждой из них. В этом случае, участнику следует указать значение показателя для каждой однотипной характеристики (например, через запятую в том же порядке) при этом, представленные показатели товара не должны допускать двусмысленных толкований". Одно указанное значение не позволяет достоверно определить, к какому из однотипных показателей оно относится. Указание одного значения для однотипных характеристик противоречит положениям инструкции.
При составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В отношении способа описания объекта закупки, использованном в извещении, Заказчик поясняет следующее: Оформление требований к объекту закупки было произведено Заказчиком в строгом соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации". Участником в заявке на участие обязательно должна быть указана соответствующая единица измерения, установленная Заказчиком к конкретному показателю (при наличии). При установлении требований к одному показателю с использованием альтернативных единиц измерения, Участник закупки указывает одну из представленных Заказчиком единиц измерения В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для поставки товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно описанию объекта закупки. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе заявке на участие; в этом случае участник в заявке должен указать соответствие товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на данный товар. В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки, указанные в извещении и в приложениях к нему документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется. В случае если Заказчиком устанавливаются требования к значению показателя, а также допустимые (предельные) значения (отклонения) данного показателя в процентах, то участнику необходимо указать значения допустимых (предельных) значений (отклонений) в тех единицах измерения, в которых указаны соответствующие показатели. При установлении требований по показателю, по которому установлены в неизменном виде все сведения, используется словосочетание "должно быть". В данном случае наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции, без использования словосочетания "должно быть". При установлении требований к минимальному, к максимальному или альтернативному значению показателя, наименование и требования к показателю товара разделено знаком "двоеточие", отсутствие знака означает, что значение показателя не может изменяться. Если значение показателя товара является отрицательными значением, на данное обстоятельство может указывать как символ "-" (минус) перед числом, так и наименование показателя, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами), т.е. если показатель, установленный Заказчиком имеет уточняющее слово (знак, словосочетание, формулировку или их комбинацию), обозначающее минимальное значение показателя или максимальное значение показателя, например "не менее 1", и, в то же время ГОСТ (ГОСТами) установлен конкретный перечень возможных вариантов, например "1, 2, 3", то Участник не может предложить промежуточное значение, не указанное в ГОСТ (ГОСТами), например "1,01"
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен(-но;-ны;-на)", "должен(-но;-ны;-на) быть", "не допускается(-ются), "может быть", (и их производные), "желательно", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Применение заказчиком союза "и" и знака "," при установлении требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых согласно настоящей инструкции не могут изменяться либо если значения перечислены с использованием иных слов и знаков, но изменению не подлежат, это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара.
Значение, заключенное в круглые скобки, знак "(_)", является не изменяемым, указываются участником без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями, за исключением случаев, когда показатель является несоответствующей (несуществующей) характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с положениями настоящей инструкции.
При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара, трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В случае отсутствия в извещении и приложениях к нему единиц измерения требуется использовать единицы измерения, указанные для данного показателя в соответствующей нормативной документации. Скопированные в заявку требования к конкретным значениям показателей со словами, указанными в инструкции, без соблюдения требований инструкции не является указанием конкретных показателей товара. Участник должен учитывать, что требования, установленные в группе показателей физические свойства или функции, не являются изменяемыми. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям извещения и приложений к нему участник закупки не допускается к участию в ней. Участник закупки может подтвердить содержащиеся в указанной форме сведения, приложив к ней любые необходимые, по его мнению, документы. Не предоставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию.".
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также факт отклонения Заявителя за применение им не верного положения инструкции, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард медиа" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июля 2022 г. N 44-2298/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022