Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "ВСЕГЕИ" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ВЕКТОР" (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18705-ЭП/22 от 18.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по аренде судна с экипажем в российской части Финского залива Балтийского моря (извещение N 0372100054622000159),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде судна с экипажем в российской части Финского залива Балтийского моря (извещение N 0372100054622000159) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 692 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ВЕКТОР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ВЕКТОР" заключен государственный контракт N 26/22-145 от 17.06.2022 на сумму 1 683 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ВЕКТОР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по аренде судна с экипажем в российской части Финского залива Балтийского моря (далее - Услуги).
При заключении Контракта сторонами была согласована дата подготовки и предоставления Участником судна до 20.06.2022 (п. 2.1 Технического задания - Приложение 3 1 к Контракту).
По состоянию на 04.07.2022 контрактные обязательства Участником исполнены не были, оборудование и судно не представлены Заказчику, в том числе в срок, установленный в претензии (исх. N 01-04/1856 от 20.06.2022).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п. 2 ст. 450, ст. 620 ГК РФ и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, а также п. 7.3 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.07.2022 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ВЕКТОР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что Решение Заказчика принято в отсутствие правовых оснований в связи со следующим.
Согласно п. 2.1 Контракта арендодатель оказывает услуги по Контракту в период с даты подписания Контракта по 30.08.2022 (конкретные периоды аренды указываются в устных заявках Арендатора, при этом минимальная продолжительность рейса - 15 суток).
В соответствии с п. 2.2. Контракта конкретное время начала и окончания выполнения экспедиционных работ будет определяться в двухстороннем порядке с учётом навигационной обстановки в районе работ и готовности Сторон. Время, необходимое для перехода Судна от причала г. Санкт-Петербург в районы работ и обратно, включается в срок работ.
Пунктом 2.4. Контракта определено, что фактическое время оказания услуг по аренде Судна исчисляется с момента выхода Судна от причала г. Санкт-Петербург до момента возвращения Судна из экспедиции к причалу в г. Санкт-Петербург (или в другое согласованное Сторонами место).
При этом в силу п. 1.2. Контракта, передача судна осуществляется путем подписания сторонами акта приема-передачи судна, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 2 к Контракту). Передачей судна признается момент подписания представителями сторон акта приема-передачи судна.
В п. 3.1.1 Контракта указано, что арендодатель обязан передать арендатору Судно в месте и в сроки, установленные настоящим договором, в мореходном и технически исправном состоянии, обеспечивающем выполнение Судном работ (оказание услуг), предусмотренных п. 1.1 Контракта, укомплектованным экипажем, состав и квалификация которого отвечают установленным законодательством требованиям, с запасом дизельного топлива, машинного масла и пресной воды не менее 25% от полных запасов, медикаментами, расходными материалами и предметами снабжения, включая основные средства.
Таким образом до начала оказания Услуг необходимо осуществить приемку-передачу судна. В то же время, по словам представителя Участника, такое существенное условие как место приема-передачи судна в Контракте не установлено. Поскольку в Контракте не указано существенное условие: место передачи судна, необходимо руководствоваться следующими нормативными требованиями Российской Федерации.
Стороны заключили Контракт, правоотношения по которому регламентированы гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
В соответствии со ст. 625 Гражданского кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих договорах.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Общие положения о договоре аренды не устанавливают правил определения надлежащего места исполнения обязанности по передаче предмета аренды. В тех случаях, когда место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно производиться в месте, определенном правилами ст. 316 ГК РФ.
Так, обязательство предпринимателя передать имущество, не предусматривающее его перевозку, подлежит исполнению в месте хранения имущества - если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства, либо по месту нахождения предпринимателя - если такое место не было ему известно (абзацы четвертый и шестой ст. 316 ГК РФ). Указанные правила определения места исполнения обязательства применяются и к отношениям, связанным с передачей предмета аренды арендатору.
При этом в силу ч. 5 ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна.
По словам представителя Участника, местом отстоя судна является: Ленинградская область, г. Приозерск, ул. Заводская 1 Б, причал яхт клуба "Ладожский".
С учетом изложенного, 24.06.2022 в адрес Заказчика был направлен судовой билет и сведения о бортовом номере судна с просьбой провести осмотр и приемку судна.
29.06.2022 в адрес Заказчика повторно направлено уведомление о готовности судна к приемке с просьбой направить представителя Заказчика на приемку.
04.07.2022 в адрес Заказчика повторно направлено уведомление о необходимости обеспечить приемку судна, в том числе дистанционным путем, если у Заказчика имеются сложности по направлению своего представителя по месту базирования судна.
Однако, по словам представителя Участника, Заказчик уклонялся от исполнения обязанности по приемке судна. Доводы Заказчика, изложенные в письмах от 27.06.2022 и 30.06.2022 о необходимости предоставления судна в причал Санкт-Петербурга, не соответствуют условиям Контракта, а также противоречат положениям ст. 316 ГК РФ с учетом положения ст. 60 КВВТ РФ.
Кроме того, причал не является местом отстоя судна, а, следовательно, приемка-передача в таком месте запрещена КВВТ РФ. При этом, в Контракте не предусмотрено бремя несения издержек арендодателем, связанных с арендой какого-либо места отстоя судна на территории Санкт-Петербурга.
Представитель Участника пояснил, что Заказчик, размещая аукционную документацию, обязан был конкретизировать место и порядок передачи судна с учетом требований ст. 60 КВВТ РФ. Не указывая такое существенное условие, Заказчик должен был осознавать, что в таком случае применяется порядок, предусмотренный ст. 316 ГК РФ.
В связи с чем 07.07.2022 в адрес Заказчика направлено предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Заказчик так и не ответил на письма от 04.07.2022 и от 07.07.2022, тем самым продолжая не исполнять обязательства по приемке судна.
Таким образом, представитель Участника пришел к выводу, что Заказчик был уведомлен о месте отстоя судна для его приемки с предложением направить своего представителя, переданы все необходимые данные о передаваемом в аренду судне. Заказчику неоднократно был разъяснен порядок передачи судна, предусмотренный КВВТ РФ, какие-либо обоснованные возражения от Заказчика так и не поступили (кроме требований предоставить судно к причалу Санкт-Петербурга). Участник решил оказать содействие и предложил осуществить приемку судна дистанционно (посредством видеоконференц-связи), однако письмо было проигнорировано.
По мнению представителя Участника ООО "ВЕКТОР" были предприняты все возможные меры для организации приема-передачи судна. Судно не было передано в результате бездействия со стороны Заказчика.
Вместе с тем, в своем Решении Заказчик указывает, что в п. 2.1 Технического задания установлена дата подготовки и предоставления судна - до 20.06.2022.
При этом в п. 2.1. Технического задания указано, что до 20.06.2022 осуществить подготовку оборудования и судна для выполнения работ Заказчика.
Таким образом, по мнению Участника, данный пункт не содержит требований о передаче (предоставления) судна Заказчику. В связи с чем, Решение заказчика, принятое на том основании, что судно не было передано до 20.06.2022 является незаконным и противоречит условиям Контракта, где такое требование отсутствует. Более того, данный пункт внесен дополнительно Заказчиком в нарушение требований ст. 51 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте Контракта, размещенном в составе документации, такое условие отсутствует, а, следовательно, данное положение является ничтожным.
Также представитель Участника отметил, что ООО "ВЕКТОР" не нарушались и иные сроки, установленные в Контракте.
Согласно п. 2.1. Контракта арендодатель оказывает услуги по Контракту в период с даты подписания Контракта по 30.08.2022 (конкретные периоды аренды указываются в устных заявках Арендатора, при этом минимальная продолжительность рейса - 15 суток).
В соответствии с п. 2.2. Контракта конкретное время начала и окончания выполнения экспедиционных работ будет определяться в двухстороннем порядке с учётом навигационной обстановки в районе работ и готовности Сторон. Время, необходимое для перехода Судна от причала г. Санкт-Петербург в районы работ и обратно, включается в срок работ.
По словам представителя Участника, заявки от Заказчика в адрес ООО "ВЕКТОР" не поступали, а срок оказания Услуг - 30.08.2022 к моменту принятия Решения - 04.07.2022 ещё не наступил.
Представитель Участника пояснил, что бездействие Заказчика по приемке судна, уклонение Заказчика от какого-либо взаимодействия послужило основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны ООО "ВЕКТОР".
В силу п. 6 статьи 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) арендодатель вправе расторгнуть договор аренды, если судно в срок для его приемки не было принято арендатором (если срок не установлен, то по правилам п. 2 ст. 314 ГК РФ - 7 дней со дня требования о приемке).
Таким образом, данная норма предоставляет арендодателю право на односторонний отказ от договора в случае, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором.
08.07.2022 ООО "ВЕКТОР" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании изложенного, руководствуясь ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 Контракта, п. 6 ст. 60 КВВТ РФ, 450.1 ГК РФ. Решение вручено Заказчику 13.07.2022, что подтверждается почтовым идентификатором.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
2) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
3) жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, при направлении оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки заявки на участие в закупке, при размещении на электронной площадке предварительного предложения, может быть подана не позднее пяти дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия);
4) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта;
5) подача одной жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении нескольких закупок, не допускается.
Комиссией УФАС из информации, размещенной на Официальном сайте было установлено, что Участник не обжаловал положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, а также не подавал запросов на ее разъяснения.
Вместе с тем Заказчик письмом (исх. N 01-04/1953 от 27.06.2022) выразил готовность произвести осмотр судна 29.06.2022 в 13:00 в территориальных границах Санкт-Петербурга. Таким образом, по мнению Комиссии УФАС Заказчик не уклонялся от исполнения своих обязанностей по приемке судна.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, ввиду чего представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в ООО "ВЕКТОР" (601501, Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 28А, эт. 3, помещ. 13В), ИНН: 3304025683; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Сметанкин Сергей Николаевич, ИНН: 330406700459, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ВЕКТОР" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
18.07.22 |
20.07.22 |
18.07.22 |
0 |
18.07.22 |
25.07.22 |
22.07.22 |
0 |
27.07.22 |
27.07.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июля 2022 г. N РНП-78-913/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022