Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представитель по доверенности Зорина М.П.,
от ООО "КАМЕНЬ-ПРОФИ" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "КАМЕНЬ-ПРОФИ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ессентукский межрайонный родильный дом" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300031522000096 "Поставка медицинских изделий".
Рассмотрение дела было назначено на 27.07.2022 г., о чем стороны были уведомлены посредством ЕИС-zakupki.gov.ru в автоматическом режиме.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) Комиссией было установлено следующее.
13.07.2022 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0321300031522000096 "Поставка медицинских изделий".
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. 1) Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к товарам N2, N3, N4, N5, а именно:
"Канюля иглы должна соответствовать цветовой кодировке согласно ГОСТ Р ИСО 6009-2013 "Иглы инъекционные однократного применения. Цветовое кодирование (с Поправкой)"".
Государственный стандарт с указанным номером заменен и утратил силу с 01.01.2021 г.
Таким образом, данное требование установлено не в соответствии с действующими государственными стандартами.
2) При описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к товару N1, а именно:
"Шприц туберкулиновый-для аллергологических проб/убираемая игла" (далее - товар N1): "Товар должен соответствовать ГОСТ 7886- 2011".
Государственный стандарт с указанным номером не существует.
Таким образом, заказчик установил невыполнимое требование, поскольку ни один товар не может быть сертифицирован по несуществующему государственному стандарту.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 34 N44-ФЗ контракт включает обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 N44-ФЗ размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафов установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В силу п. 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
<_>
В силу п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 N44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Согласно извещению закупка проводится с преимуществом для субъектов малого предпринимательства (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 N44-ФЗ):
При этом в Приложении N 4 к извещению "Проект контракта" (далее - проект контракта) не установлено положение об ответственности подрядчика в соответствии с п. 4 Правил. Пунктом 7.9 проекта контракта установлено требование в соответствии с п. 3 Правил. Таким образом, размер штрафа предусмотрен проектом контракта как для закупки на общих основаниях (без преимуществ для СМП и СОНКО).
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 5 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042.
3. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона N44-ФЗ заказчиком в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
1) В силу ч. 3 ст. 96 Закона N44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона N44-ФЗ.
а) Согласно п. 3 ч. 2 ст. 45 N44-ФЗ (в редакции от 01.07.2022): независимая гарантия должна содержать "обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии"
В пп. 3 п. 6.4 проекта контракта установлено требование к независимой гарантии: "обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки" в соответствии с редакцией Закона N44-ФЗ, действовавшей до 01.07.2022.
б) Согласно ч. 3 ст. 45 Закона N44-ФЗ (в редакции от 01.07.2022): "В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования".
В п. 6.5 проекта контракта установлено требование к независимой гарантии: "В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия" в соответствии с редакцией Закона N44-ФЗ, действовавшей до 01.07.2022.
Требования к независимой гарантии установлены Заказчиком в проекте контракта в соответствии редакцией Закона N44-ФЗ, утратившей силу.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения положений ч. 3 ст. 96 и ч. 3 ст. 45 Закона N44-ФЗ.
2) Согласно ч. 3 ст. 96 Закона N44-ФЗ срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 N44-ФЗ.
Однако в проекте контракта Заказчиком не установлено требование к сроку действия независимой гарантии на обеспечение исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях Заказчика при описании объекта закупки установлены нарушения ч. 3 ст. 96 Закона N44-ФЗ.
3) Заявитель в своей жалобе указывает на тот факт, что Заказчиком в проекте контракта не установлено условие в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, на рассмотрении дела Комиссией было установлено, что данный довод заявителя жалобы является не обоснованным в виду следующее.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0321300031522000096 данная закупка проводится с преимуществом для субъектов малого предпринимательства, поэтому Заказчиком в проекте контракта не было включено условие об обеспечении исполнения контракта участником закупки, которой является казенным учреждением.
Так как учреждения и предприятия в организационно-правовой форме казенных учреждений, в силу ч. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N209-ФЗ, к СМП могут относиться хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, то казенные учреждения к числу СМП не относятся, то есть фактически не могли стать участниками данной закупки из за ограничений в извещении в части предоставления преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика нарушения Закона N44-ФЗ не установлены, поскольку условия, предусмотренные п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона N44-ФЗ не являются обязательными для указания в Извещении о проведении закупки в электронной форме.
4. На основании ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ, описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1) В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к характеристике товара N1: "Минимальное деление шкалы должно быть менее 0,075 и более 0,02".
Заказчиком не указаны единицы измерения. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным установить потребности заказчика, а именно, с каким именно делением требуется шприц.
2) В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к характеристикам товара N1 в соответствии с КТРУ: "Объем миллилитр 0,51 и
1", а также дополнительное требование: "Шприц одноразовый объёмом 1 см. куб.".
Установленные Заказчиком требования не позволяют определить, какой именно объём шприца требуется заказчику, более того, в силу ч. 2 ст. 8 N44-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Приведённые выше требования вводят в заблуждение участников закупки, позволяя указать противоречивые сведения в заявке на участие (например: Объем миллилитр 0,6 и Шприц одноразовый объёмом 1 см. куб.), что может являться основанием для формального отклонения заявки участников, что приведёт к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях Заказчика при описании объекта закупки установлены нарушения ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
3) В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к характеристикам товара N 1: "Цилиндр обычно прозрачный".
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке (далее - инструкция). Инструкция установлена в Приложении 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по её заполнению".
Требование с использованием формулировки "обычно" не позволяет установить потребности заказчика, а именно установить требуется ли шприц с прозрачным цилиндром или с непрозрачным. Инструкция также не регламентирует случай установления требования с использованием оператора "обычно" и не позволяет установить, как именно следует указать значение данной характеристики в заявке на участие в закупке.
Таким образом, инструкция вводит в заблуждение участников закупки.
4) В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к характеристикам товара N 1: "Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов <_>", а также требование: "Материал цилиндра - полипропилен".
Вышеуказанное требование с использованием формулировки "как правило" не позволяет установить потребности заказчика, а именно установить требуется ли шприц из пластиковых материалов или из силиконовых материалов или из каких-либо других. Инструкция также не регламентирует случай установления требования с использованием оператора "как правило" и не позволяет установить, как именно следует указать значение данной характеристики в заявке на участие в закупке. Таким образом, инструкция и ООЗ вводят в заблуждение участников закупки.
Вышеуказанные требования вводят в заблуждение участников закупки, поскольку согласно одному из них шприц может быть изготовлен из различных материалов, а другое строго регламентирует изготовление шприца из полипропилена.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях Заказчика установлены нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
5) а) Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование к характеристикам товара N 1:
"Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, с присоединенной иглой (иногда защищенной), предназначенное для точного подкожного введения пациенту низких доз туберкулина и/или проведения теста на чувствительность к аллергену", а также требование: "Назначение для туберкулиновых и других инъекций".
Вышеуказанное требование с использованием формулировки "иногда" не позволяет установить потребности заказчика, а именно не позволяет понять, шприц с какой именно иглой (защищённой или нет) ему необходим. Инструкция также не регламентирует случай установления требования с использованием оператора "иногда" и не позволяет установить, как именно следует указать значение данной характеристики в заявке на участие в закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ, поскольку инструкция по заполнению заявки на участие в закупке и описание объекта закупки вводят в заблуждение участников закупки.
б) Заказчиком в соответствии с Инструкцией установлено требование:
"Союз "и/или" - означает, участник закупки предоставляет одно из указанных значений показателей, вариантов исполнения, либо участник закупки может предоставить несколько значений показателей, вариантов исполнения из перечисленных".
Вместе с тем, на рассмотрении дела Комиссией было установлено, что данный довод заявителя жалобы является не обоснованным, поскольку союз "и/или" в данном случае в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N44-ФЗ указывается по потребности Заказчика.
6) В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к характеристикам товара N 1: "Может использоваться медицинским персоналом или пациентами".
В соответствии с Инструкцией: "Союз "или" - означает выбор, участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений показателя, вариант исполнения, указанных через данный союз".
На рассмотрении дела Комиссией было установлено, что данный довод заявителя жалобы является не обоснованным, поскольку союз "или" в данном случае в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N44-ФЗ указывается по потребности Заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях Заказчика при размещении Извещения о проведении электронного аукциона N 0321300031522000096 "Поставка медицинских изделий" установлены нарушения ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАМЕНЬ-ПРОФИ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ессентукский межрайонный родильный дом" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300031522000096 "Поставка медицинских изделий" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ессентукский межрайонный родильный дом" нарушившим требования ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Н.В. Смерчанская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июля 2022 г. N 026/06/105-1385/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022