В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11.07.2022 N 35 Комиссией Мурманского УФАС в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Уполномоченного органа - Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" - Смирновой И.А.,
Заказчика - Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" - Королёвой Е.А.,
проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Мурманским муниципальным бюджетным учреждением "Управление дорожного хозяйства и Мурманским муниципальным казенным учреждением "Управление закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (номер извещения 0849300004922000353) (далее - электронные аукционы, Закупки).
Проверка начата 14 июля 2022 года, продлена до 25 июля 2022 в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14.07.2022 N 38.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Поводом для проведения внеплановой проверки послужила жалоба ООО "МЦ Феникс" от 07.07.2022, поданная с нарушением части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что в нарушение требований законодательства, участник закупки - ООО "Кассандра Мед" необоснованно был признан комиссией Уполномоченного органа победителем аукциона, поскольку не наделен правом осуществлять медицинскую деятельность в г. Мурманск.
Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок" с доводами жалобы не согласилось, представило письменные пояснения, согласно которым, законодательство не содержит запрета на проведение медицинских осмотров работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации, при этом не требуется оформления либо переоформления лицензии для их проведения, в связи с чем, заявка ООО "Кассандра Мед" была допущена обосновано.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
22.06.2022 года размещено в Единой информационной системе на официальном сайте (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Наименование объекта закупки: Оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2022 на участие в аукционе было подано 4 заявки, все участники допущены, участник с номером заявки N 52 - ООО "Кассандра Мед", признан победителем торгов, с предложенной суммой контракта 481 103,32 рублей.
Комиссия Мурманского УФАС проверила обоснованность действий комиссии и Заказчика, и установила нижеследующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием ЕИС, в подпункте 1 пункта 9.1 части 9 электронного документа "Информационная карта" извещения об осуществлении закупки, подпункте 2 пункта 1.1 части 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено следующее:
1) участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к лицензиатам, осуществляющим медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н, в том числе иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") с наличием в составе следующих видов работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
2) в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанному требованию, в составе заявки на участие в закупке предоставляется:
- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") с наличием в составе следующих видов работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим),
или
- выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий",
или
- уведомление лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
Пунктом 6 Информационной карты извещения об аукционе установлено место оказания услуг: определяется исполнителем самостоятельно по месту осуществления лицензируемого вида деятельности в пределах территории города Мурманска.
Кроме того, пунктом 2.1. электронного документа "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки установлено, что периодический медицинский осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном контрактом, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Порядок проведения медицинского осмотра), с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит, в том числе, медицинская деятельность.
Пункт 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании содержит требование о переоформлении лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18 Закона о лицензировании, положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее -Положение N 852).
В приложении к Положению N 852 установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно которому к таким работам (услугам) относятся медицинские осмотры (предварительные, периодические), медицинские осмотры (предполётные, послеполётные), медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые), медицинские осмотры профилактические.
Согласно абзацу первому пункту 11 Положения N 852 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 этого же Положения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н утверждён Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 3 указанного Классификатора установлены виды работ (услуг), оказываемых скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации. Медицинские осмотры в таком перечне отсутствуют.
Таким образом, медицинский осмотр надлежит проводить по месту осуществления медицинской деятельности, указанной в лицензии.
ООО "Кассандра Мед" в составе заявки на участие в закупке представило копию лицензии на осуществление медицинской деятельности от 04.12.2008 N ЛО-78-01-009427 с наличием в составе лицензируемого вида деятельности при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) с адресом места осуществления работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности: 199178, город Санкт-Петербург, Малый проспект В.О., дом 62, корп. 1, лит. А, пом. 13-Н (файл "Лицензия ООО Кассандра Мед.pdf" (размер: 1 037 кбайт).
Действительно, абзац второй пункта 11 Положения N 852 допускает выполнение работ (услуг), предусмотренных вышеупомянутым приложением к рассматриваемому Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Однако само по себе наличие данной нормы не означает безусловное право неограниченного круга лиц проводить по своему усмотрению медицинские осмотры в пределах территории Российской Федерации без наличия на то фактических обстоятельств, действительно предоставляющих такое право конкретному лицу и подтверждающих реальную возможность оказания им соответствующих услуг, то есть действительно способного это выполнить.
Прежде всего, из рассматриваемого абзаца второго пункта 11 Положения N852 следует, что потенциальный выездной исполнитель соответствующей медицинской услуги должен иметь мобильную медицинскую бригаду, при этом она должна быть организована именно в структуре этого исполнителя.
На возможность осуществлять медицинские осмотры через мобильные медицинские бригады указывается также в пункте 4 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н, где предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
Так, Порядок предусматривает возможность проведения периодического осмотра работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации, когда работники предварительно прошли в медицинских организациях диагностические исследования. Данные положения нормативного правового акта являются ясными и определенными.
Между тем, пункт 2.1. электронного документа "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки установлено, что периодический медицинский осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном контрактом, непосредственно исполнителем по контракту.
Таким образом, отсутствие в лицензии, имеющейся у ООО "Кассандра Мед", указания на осуществление лицензируемой деятельности в городе Мурманск лишает ООО "Кассандра Мед" возможности выполнения соответствующих работ в месте выполнения работ, указанном в извещении о проведении аукциона.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, заявка участника аукциона ООО "Кассандра Мед", должна была быть отклонена Комиссией в соответствии с нормами действующего законодательства, как несоответствующая требованиям извещения.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы, договор по итогам рассматриваемой закупки заключен, Комиссия Мурманского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания об устранении допущенных нарушений, так как принудительное расторжение заключенного договора не входит в полномочия антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок" нарушившим пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (номер извещения 0849300004922000353).
2. Признать действия Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (номер извещения 0849300004922000353) соответствующими законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 июля 2022 г. N 051/06/99-402/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022