рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства Чусовского городского округа" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Сервис-Строй" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт здания МАОУ "Верхнегородковская СОШ" (ремонт части кровли в структурном подразделении - детский сад N27) (изв.N 0856600010921000375),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600010921000375 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт здания МАОУ "Верхнегородковская СОШ" (ремонт части кровли в структурном подразделении - детский сад N27). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 042 410,80 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
21.12.2021 г. между Заказчиком и ООО "Сервис-Строй" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на ремонт здания МАОУ "Верхнегородковская СОШ" (ремонт части кровли в структурном подразделении - детский сад N27) на сумму 1 707 031,30 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 21.06.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту здания МАОУ "Верхнегородковская СОШ" (ремонт части кровли в структурном подразделении - детский сад N27) (далее - работа, объект) и сдать результат работ Заказчику в сроки, предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
1.3.Срок начала выполнения работ: 01.06.2022 г.
1.4.Срок окончания выполнения работ: 30.06.2022 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов) в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата).
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.9. Запрашивать у Подрядчика информацию об исполнении обязательств по контракту
4.1.10. Принимать участие в организуемых и (или)инициируемых Подрядчиком производственных, технических, организационных и иных совещаниях по вопросам, связанным с выполнением работ по Контракту.
4.1.11. Провести экспертизу для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.
4.1.12. Отказаться от приемки результата Работ в случаях, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков.
4.1.13. Отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения ущерба, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в Контракте, становится явно невозможным.
4.1.14. По соглашению с Подрядчиком изменить существенные условия Контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе.
4.1.15. В случае отказа Подрядчика безвозмездно устранять недостатки (дефекты) работ, в том числе выявленные в гарантийный период Заказчик вправе устранить недостатки своими силами или привлечь для их устранения третье лицо с отнесением расходов на устранение недостатков на Подрядчика.
4.1.16. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии положениями статьи 95 Закона о контрактной системе
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку выполненных работ (ее результатов) в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать принятые работы по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.2.4. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.2.5. По истечении одного месяца с момента заключения Контракта проверить у Подрядчика документы о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации. 4.2.6. Оказывать содействие Подрядчику по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.7. Производить удержание суммы неустойки (штрафов, пеней) при расчетах по Контракту, а оплату работ осуществлять за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафу, пени). Таким удержанием неустойки (штрафов, пеней) прекращаются обязательства Заказчика по оплате на сумму равную удерживаемой неустойки (штрафу, пени).
4.2.8. Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента возникновения права требования от Подрядчика оплаты неустойки (штрафа, пени) направить Подрядчику претензионное письмо с требованием оплаты в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения претензионного письма неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
4.2.9. При неоплате Подрядчиком неустойки (штрафа, пени) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты истечения срока для оплаты неустойки (штрафа, пени), указанного в претензионном письме, а также в случае полного или частичного немотивированного отказа в удовлетворении претензии, либо неполучения в срок ответа на претензию, направить в суд исковое заявление с требованием оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
4.2.10. В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты фактического исполнения обязательств Подрядчиком принять необходимые меры по взысканию неустойки (штрафа, пени) за весь период просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а именно потребовать оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта за весь период просрочки исполнения, и в случае неоплаты Подрядчиком неустойки (штрафа, пени) в течение указанного срока направить в суд исковое заявление с соответствующими требованиями.
4.2.11. При направлении в суд искового заявления с требованиями о расторжении Контракта одновременно заявлять требования об оплате неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
4.3. Подрядчик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком выполненных работ (ее результата) по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком работ.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию и в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков работ в течение срока, установленного заказчиком. .
4.4.6. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Подрядчик, создающий рабочие места на территории выполнения работ на срок более одного месяца, обязан зарегистрировать в территориальных налоговых органах обособленное подразделение организации в течение одного месяца с момента заключения Контракта.
После регистрации обособленного подразделения в территориальных налоговых органах Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней представляет Заказчику уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
При отсутствии признаков обособленного подразделения организации, в том числе при выполнении работ полностью силами субподрядчика, Подрядчик представляет Заказчику документы, подтверждающие отсутствие необходимости регистрации Подрядчиком обособленного подразделения организации.
4.4.7. Предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копию заключенного договора (договоров). Указанная информация и копия договора (договоров) предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
4.4.8. В случае, если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки (дефекты) работ, Подрядчик обязан их устранить безвозмездно в течение срока, указанного в настоящем контракте и приложении к нему.
4.4.9. Обеспечить выполнение работ в полном соответствии с условиями Контракта, строительными нормами, правилами и техническими условиями на производства и приемку данного вида работ.
4.4.10. Обеспечить уборку строительного мусора.
4.4.11. Нести гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта.
4.5. Подрядчик несет ответственность на нарушение промежуточных сроков выполнения работ, установленных в графике выполнения работ, в соответствии с п. 7.4 настоящего Контракта.
4.6. Подрядчик несет ответственность, и обязанность возмещения ущерба, причиненного, в том числе, третьим лицам, при производстве работ и в результате некачественного выполнения работ (в том числе в гарантийный период), включая случаи повреждения инженерных коммуникаций и сооружений, находящихся в зоне производства работ.
4.7. Подрядчик своими силами осуществляет инструктажи сотрудников, выполняющих работы на объекте заказчика по нормам пожарной безопасности и охраны труда, о чем составляется журнал инструктажей, предоставляемый Заказчику по его требованию.
4.8. Подрядчик обязан за три календарных дня до начала выполнения работ, указанных в муниципальном контракте, принять от Заказчика объект по акту приема - передачи, предоставить Заказчику:
- график выполнения работ по форме, указанной в Приложении N3 к муниципальному контракту, согласовать его с Заказчиком; - копию приказа о назначении ответственного за производство работ и технику безопасности;
- доверенность на представителей Подрядчика, уполномоченных предъявлять работы представителям Заказчика (при необходимости); - список контактных лиц и номера их телефонов.
4.9. При выполнении работ на территории учебного заведения или непосредственно в помещениях учебного заведения в период учебного процесса, рекомендуется Подрядчику привлекать сотрудников к выполнению работ, обладающих справкой об отсутствии судимости и медицинской книжкой, подтверждающих отсутствие заболеваний, препятствующих работе в образовательных учреждениях.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация о Подрядчике, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.4. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.4.5. если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в течение 5 дней с даты его заключения;
8.4.6. выявления фактов выполнения работ ненадлежащего качества более двух раз;
8.4.7. отступления Подрядчиком от условий контракта или иные недостатки результата выполненных работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
8.4.8. в случае установления недействительности обеспечения исполнения Контракта, а также в случае истечения срока действия такого обеспечения;
8.4.9. в случае несоответствия выполняемых работ условиям настоящего Контракта;
8.4.10. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
8.4.11. в случае отступления Подрядчика в работе от условий Контракта, технического задания или иных недостатков результата работ, не устраненных в установленный Заказчиком разумный срок и являющихся существенными и неустранимыми, или выполнения работ ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок; 8.4.12. в случае неоднократного нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно пунктам 1.3, 1.4 Контракта, работы на объекте должны быть начаты 01.06.2022 г., завершены - 30.06.2022 г.
В соответствии с представленным подрядчиком Графиком производства работ, передача - приемка объекта в работу должна быть произведена 1 - 3 июня 2022 г.
3 -10 июня 2022 г. должна быть произведена закупка материалов.
До 13.06.2022 г. закупленный материал должен быть доставлен на объект.
С 07.06.2022 г. должен начаться демонтаж кровли.
С 12.06.2022 г.- производиться монтаж кровли.
Вместе с тем, указанные мероприятия Подрядчиком выполнены не были. 27.05.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика поступило обращение с просьбой о пересмотре цены контракта в сторону ее увеличения по причине роста цен на строительные материалы. 31.05.2022 г. Заказчик сообщил об отсутствии оснований для увеличения стоимости контракта, потребовал незамедлительно принять объект в работу, предоставить график производства работ и сообщить об ответственных лицах на объекте. 15.06.2022 г. поскольку Подрядчик к выполнению работ не приступил, Заказчиком была направлена претензия с требованием незамедлительно, не позднее 5 дней с момента получения претензии, приступить к выполнению работ на объекте. Требование оставлено без исполнения. Устно Подрядчик сообщил, что готов разобрать кровлю и на этом этапе приостановить выполнение работ до удовлетворения Заказчиком его требования о пересмотре цены контракта. С целью недопущения воздействия неблагоприятных погодных условий на объект при отсутствии кровли Заказчик 14.06.2022 г. уведомил Подрядчика о недопустимости реализации контракта без укомплектования предусмотренных контрактом работ строительными материалами. Вместе с тем, на 21.06.2022 г. Подрядчик к продолжению производства работ не приступал.
Поскольку при исполнении Контракта Подрядчиком допущены в установленный срок к выполнению работ не приступил, 21.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение направлено в адрес Подрядчика посредством электронной почты, почтовой связи и размещено в единой информационной системе.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 21.06.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Поставщику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как указал Заказчик 21.06.2022 г. решение было также направлено в адрес Подрядчика по электронной почте. На следующий день от директора Подрядчика поступил звонок с несогласием с решением Заказчика об одностороннем отказе. С учетом этого, датой надлежащего уведомления по мнению Заказчика является 22.06.2022 г.
Комиссия отмечает, что поступивший телефонный звонок Подрядчика не может являться фактом, подтверждающим надлежащее уведомление о расторжении контракта. Кроме того, согласно пояснениям представителя Подрядчика решение об одностороннем отказе получено не было.
Поскольку удостоверить факт надлежащего уведомления не представлялось возможным, заказчику следовало руководствоваться пп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360.
Таким образом, датой надлежащего уведомления будет являться 07.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступит в силу только 18.07.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации размещенной в ЕИС контракт переведен в статус "Исполнение прекращено" 04.07.2022 г.
Таким образом, поскольку Заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в части несоблюдения срока на вступление в силу решения об одностороннем отказе, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика указал, что во исполнение условий заключенного контракта Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой пересмотреть начало проведения работ на объекте и перенести график на 01.03.2022 по 31.03.2022 г. с приложением графика проведения работ. 26.01.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо просьбой предоставить ответ на ранее отправленное письмо о переносе сроков проведения работ, вместе с тем ответ от Заказчика не поступил. 26.05.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо об изменении цены контракта в связи с резким подорожанием материалов со ссылкой на Постановление правительства РФ от 09.08.2021 г. N 1315 и письма Минфина РФ N 24-06-06/457785 от 10.06.2021 г.. Также Заказчику были предоставлены счета на оплату и коммерческие предложения от 3-х поставщиков о том, что цены на материалы подорожали, подорожание строительных материалов имело массовых характер. Также Подрядчик указал, что предметом муниципального контракта является текущий ремонт части кровли детского сада. При проведении аукциона Подрядчиком была предложена цену контракта в сумме 1 707 031 рублей исходя из условий контракта, которые предполагали текущий ремонт части кровли. При принятии объекта в работу согласно условиям контракта и технического задания выяснилось, что необходимые работы относятся не к текущему, а к капитальному ремонту. Данный вывод Подрядчика подтверждается экспертизой локально-сметного расчета. 10.06.2022 г. при личной встрече Подрядчика с представителями Заказчика со стороны Заказчика по вопросам исполнения муниципального контракта, Заказчиком Подрядчику было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон срок для принятия решения был определен 14.06.2022. В указанный срок Подрядчик сообщил о своем согласии на предложение Заказчика, однако Заказчиком вместо оговоренного соглашения Подрядчику направлена претензия о ненадлежащем исполнении контракта с требованием незамедлительно приступить к выполнению контракта.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии представлены счета-спецификации содержащие цены товаров и материалов, используемых Подрядчиком при выполнении работ. Так, например, в счете на оплату N 1252 от 10.11.2021 г. цена на битумную кровельную мастику составляет 1 140,00 руб., цена на хризотилцементный плоский лист составляет 510 руб. за штуку. Вместе с тем, в счете на оплату N 517/00031 от 17.05.2022 г. цена на битумную кровельную мастику составляет уже 1 684,46 руб. В сете на оплату N 1819 от 27.04.2022 г. цена на хризотилцементный плоский лист составляет уже 638 руб. за штуку. Также в адрес Комиссии представлена экспертиза локально-сметного расчета, проведенная ООО "Центр экспертизы строительства", согласно которой работы по контракту относятся к работам по капитальному ремонту
Также в адрес Комиссии представлен реестр исполненных ООО "Сервис-Строй" контрактов, согласно которому ООО "Сервис-Строй" имеет 18 успешно исполненных контрактов.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Сервис-Строй" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Сервис-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 июля 2022 г. N РНП-59-288
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022