Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
в присутствии представителей ИП Погосяна А. Б. - Пулина П. А., Бородина Д. С., действующих на основании доверенности от 14.07.2022 г.,
в отсутствие представителей МКУ "Управление капитального строительства Кудымкарского муниципального округа Пермского края" (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх. N 010816) МКУ "Управление капитального строительства Кудымкарского муниципального округа Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Погосяне А. Б. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по устройству общедоступной уличной спортивной площадки по ул. Весенняя в д. Малая Серва (изв. N 0156600035322000089),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600035322000089 Заказчиком проводился электронный аукцион выполнение работ по устройству общедоступной уличной спортивной площадки по ул. Весенняя в д. Малая Серва. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 065 217,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
26.05.2022 г. между Заказчиком и ИП Погосяном А. Б. (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по устройству общедоступной уличной спортивной площадки по ул. Весенняя в д. Малая Серва на сумму 2 065 217, 00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчик не приступил к выполнению работ в срок, предусмотренный условиями Контракта, Заказчиком, на основании п.п. 7.5.5. п. 7.5 Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. 1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по Устройству общедоступной уличной спортивной площадки по ул. Весенняя в д. Малая Серва (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов) в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата).
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.9. Назначить Приказом по учреждению своего представителя для осуществления контроля за выполнением Работ на Объекте в соответствии техническим заданием, условиями Контракта и требованиями нормативных документов (с правом подписи актов скрытых работ, актов выполненных работ по форме КС-2).
4.1.10. В случае просрочки исполнения Подрядчиком своих обязательств, не обеспечения надлежащего уровня содержания Объекта, неоднократного неисполнения требований и предписаний Заказчика, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом, отказаться от исполнения настоящего Контракта в одностороннем порядке.
4.1.11. Обратиться самостоятельно к субподрядчикам за получением информации о выполненных ими работах, предусмотренных п. 1.1. Контракта.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку выполненных работ (ее результатов) в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать принятые работы по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.3. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.2.4. По истечении одного месяца с момента заключения Контракта проверить у Подрядчика документы о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
4.2.5. По истечении одного месяца с момента заключения Контракта проверить у Подрядчика документы о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
4.2.6. Выдавать письменные предписания об устранении выявленных дефектов, недостатков по содержанию Объекта, а также предписания о приостановке или запрещении работ, выполняемых по содержанию Объекта, при выявлении нарушения Подрядчиком технологии выполнения данных работ, применения некачественных материалов, при обнаружении при выполнении работ Подрядчиком отступлений от действующих нормативных документов.
4.2.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
4.2.8. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения права требования от Подрядчика оплаты неустойки (штрафа, пени) направить Подрядчику претензионное письмо с требованием оплаты в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения претензионного письма неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
4.2.9. В случае обеспечения исполнения Контракта в форме независимой гарантии, при неисполнении Подрядчиком своих обязательств, Заказчик обязан обратиться к гаранту с требованием исполнить обязанности в соответствии с выданной гарантией. При отказе гаранта исполнить требования Заказчика, Заказчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента неисполнения или отказа гаранта, обратиться в арбитражный суд с требованием об обязании гаранта исполнить обязанности, предусмотренные гарантией.
4.2.10. Обеспечить конфиденциальность информации, предоставленной Подрядчиком в ходе исполнения обязательств по Контракту.
4.2.11. Сообщать в письменной форме Подрядчику о недостатках (дефектах), обнаруженных в ходе выполнения Работ в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких недостатков (дефектов).
4.2.12. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации условиями Контракта.
4.2.13. Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. Осуществлять приемку выполненных работ в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.14. Обеспечить Подрядчику доступ к месту выполнения работ в соответствии с условиями настоящего Контракта. При получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения Работ, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения Работ.
4.3. Подрядчик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком выполненных работ (ее результата) по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком работ.
4.3.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ в рамках Контракта.
4.3.4. Получать от Заказчика содействие при выполнении Работ в соответствии с условиями Контракта.
4.3.5. Досрочно исполнить обязательства по Контракту с согласия Заказчика.
4.3.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3.7. Пользоваться иными правами, установленными Контрактом и законодательством Российской Федерации.
4.3.8. По согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) при выполнении Работ, использовать материалы и конструкции, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению качеством и соответствующими техническими функциональными характеристиками, указанными в Контракте
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию и в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков работ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления Заказчика, если более длительный срок не установлен Заказчиком в данном уведомлении.
4.4.6. В соответствии с частью 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации Подрядчик, создающий рабочие места на территории выполнения работ на срок более одного месяца, обязан зарегистрировать в территориальных налоговых органах обособленное подразделение организации в течение одного месяца с момента заключения Контракта. После регистрации обособленного подразделения в территориальных налоговых органах Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней представляет Заказчику уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации. При отсутствии признаков обособленного подразделения организации, в том числе при выполнении работ полностью силами субподрядчика, Подрядчик представляет Заказчику документы, подтверждающие отсутствие необходимости регистрации Подрядчиком обособленного подразделения организации.
4.4.7. Предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копию заключенного договора (договоров). Указанная информация и копия договора (договоров) предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
4.4.8. В случае, если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки (дефекты) работ, Подрядчик обязан их устранить безвозмездно в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления Заказчика, если более длительный срок не установлен Заказчиком в данном уведомлении.
4.4.8.1. Не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня получения Подрядчиком уведомления о выявленных недостатках (дефектах) работ стороны составляют акт с указанием недостатков, причин их возникновения, порядка и сроков их устранения.
4.4.8.2. В случае уклонения Подрядчика от составления акта выявленных недостатков (дефектов) работ в установленный срок Заказчик вправе составить его без участия Подрядчика.
4.4.8.3. В случае отказа Подрядчика от устранения выявленных недостатков (дефектов) работ или в случае неустранения недостатков (дефектов) работ в установленный срок Заказчик вправе привлечь третьих лиц с возмещением расходов на устранение недостатков (дефектов) работ за счет Подрядчика.
4.4.9. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
4.4.10. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему Контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ.
4.4.11. Нести в полном объеме ответственность за материальный ущерб, порчу имущества Заказчика, возникшие в результате выполнения работ по вине Подрядчика.
4.4.12. Обеспечить бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации Объекта в течение гарантийного срока.
4.4.13. Обеспечить выполнение на строительной площадке требований норм и правил в области охраны труда и техники безопасности, обеспечить безопасный проезд во время проведения работ.
4.4.14. Предоставить обеспечение исполнения Контракта в случаях, установленных Законом оконтрактной системе.
4.4.15. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения Работ.
4.4.16. В течение 1 (одного) рабочего дня информировать Заказчика о невозможности выполнить Работы в надлежащем объеме, в предусмотренные Контрактом сроки, надлежащего качества.
4.4.17. Нести административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушения правил экологической безопасности, пожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения при проведении работ по Контракту, в том числе, при проведении работ, выполняемых субподрядными организациями. Согласовать до начала производства работ в установленном порядке с органами ГИБДД схему организации и движения, ограждения мест выполнения работ на Объекте, обеспечивать ее соблюдение на период производства работ.
4.4.18. Известить Заказчика о готовности скрытых работ (работ, скрываемых последующими работами и конструкциями, качество и точность которых невозможно определить после выполнения последующих работ) не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала приемки соответствующих работ, приемка скрытых работ производится Заказчиком в рабочее время, кроме выходных и праздничных дней. Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Если скрытые работы выполнены без подтверждения Заказчика в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить за свой счет.
4.4.19. Обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей территории с соблюдением норм технической и пожарной безопасности, производственной санитарии.
4.4.20. Обеспечить выполнение Работ и размещение строительных материалов, оборудования и механизмов в пределах земельного участка, отведенного для строительства, нести административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение границ земельного участка.
4.4.21. В 3 -х дневный срок до подписания Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 вывезти за пределы объекта принадлежащие Подрядчику строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы и другое имущество, а также очистить Объект от строительного мусора, временных сооружений и провести рекультивацию временно занимаемых земель. При этом вывоз строительного мусора осуществляется за счет Подрядчика в специально отведенные для этого места с соблюдением всех установленных норм и требований. Обязанность получения согласования этих мест лежит на Подрядчике.
4.4.22. Обеспечить конфиденциальность информации, предоставленной Заказчиком в ходе исполнения обязательств по Контракту.
4.4.23. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Контрактом.
4.4.24. До подписания настоящего Контракта предоставить на утверждение Заказчику на бумажном носителе локальный сметный расчет на сумму Контракта, указанную в п. 2.1. настоящего Контракта на все работы.
4.4.25. До подписания настоящего Контракта представить на согласование в адрес Заказчика разработанный График производства работ по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Контракту.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу ч. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
В соответствии с ч. 1 ст. 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно ч. 3 ст. 721 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
7.5.4. отказа от устранения или фактического неустранения допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком, либо допущения не согласованных с Заказчиком отступлений от утвержденного проекта, технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение требований, предписаний Заказчика в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ в результате нарушения Подрядчиком условий Контракта;
7.5.5. отказа Подрядчика от выполнения условий настоящего Контракта;
7.5.6. отступления подрядчика от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
7.5.7. в случае установления факта предоставления недостоверной (поддельной) независимой гарантии или содержащихся в ней сведений, а также предоставление независимой гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, установление факта недействительности независимой гарантии;
7.5.8. в случае, если Подрядчик не приступает к исполнению Контракта согласно Графику производства работ или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
7.5.9. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Подрядчик не приступил к выполнению работ в срок, предусмотренный условиями Контракта.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 16.06.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.06.2022 г. - уведомление о расторжении Контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
16.06.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в адрес Подрядчика посредством электронной почты.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 16.06.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Поставщику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно пп. 3 п. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что решение Заказчика об одностороннем отказе не было направлено Подрядчику в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о закупках, что не соответствует требованиям пп. "а" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с пп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения. Следовательно, датой надлежащего уведомления является 02.07.2022 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе вступает в силу 13.07.2022 г.
Вместе с тем, исходя из информации, полученной с использованием функционала ЕИС, Контракт был расторгнут Заказчиком 27.06.2022 г. Следовательно, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Обращение о включении ИП Погосяна А.Б. в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в Пермское УФАС России 18.07.2022 г. посредством функционала ЕИС, тогда как регламентированный срок направления обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков 15.07.2022 г.
Таким образом, Заказчиком были нарушены положения ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, так как информация об уклонении ИП Погосяна А.Б. была направлена в Пермское УФАС России с нарушением установленных законом сроков.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представители ИП Погосяна А. Б. указали, что после подписания Контракта и проведения подробного изучения прилегающих слоев территории для обустройства спортивной площадки, было выявлено, что в предоставленном сметном расчете Заказчика отсутствует необходимая к укладке песчано - гранитная смесь, без укладки которой, нельзя достигнуть надлежащего результата работ, о чем Подрядчик уведомил Заказчика, направив, в том числе, дополнительное соглашение с целью внесения изменений в Локально - сметный расчет в части включения в его состав требуемого объема песчано - гранитной смеси. Кроме того, возможности проверки данного обстоятельства на момент участия в закупочной процедуре у участников не было по причине необходимости более детального изучения объекта, возможного только в момент начала выполнения работ. Заказчик на указанное предложение Подрядчика ответил, что указанные изменения были актуальны в момент участия в закупочной процедуре. Вместе с тем, возможности проверки данного обстоятельства на момент участия в закупочной процедуре у участников не было по причине необходимости более детального изучения объекта, возможного только в момент начала выполнения работ. Таким образом, Подрядчик указывает на то, что, при размещении закупочной процедуры, Заказчиком изначально был предоставлен неверный локально - сметный расчет, который не учитывает включения материала, затрагивающего существенную часть цены контракта. Кроме того, текущая экономическая обстановка в Стране, по вине недружественных Российской Федерации стран привела к существенному удорожанию цен на отдельные виды строительных товаров. Так, в большей части подорожанию подверглись асфальтобетонная смесь с ростом цены на 30 и более процентов, а также нерудные материалы с ростом цены на 50 и более процентов. Несмотря на то, что частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, а также предоставленную Постановлением Правительства РФ от 23.03.2022 г. N439, и Письмом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ от 1 марта 2022 г. N 7797-ИФ/09, от Вас получен отказ внесения изменений в условия Контракта. Несмотря на это, ИП Погосян А.Б. приступил к запросу коммерческих предложений официальных поставщиков материала. Принимая ответственность за взятые на себя обязательства по Договору, ИП Погосян А.Б., несмотря на угрозу существенных финансовых потерь, осуществил заказ материалов для выполнения работ. На момент расторжения Контракта со стороны Заказчика, ИП Погосян А.Б. уже закупил песчано - гранитную смесь, без которой результат работ не мог быть достигнут. Таким образом, Исполнитель приложил максимальное количество усилий для того, что бы осуществить выполнение работ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Комиссией принят во внимание тот факт что Подрядчиком, в целях исполнения обязательств по Контракту совершалось взаимодействие с Заказчиком, в частности, Подрядчик предлагал дополнительное соглашение с целью внесения изменений в Локально - сметный расчет, совершил закупку ПГС в количестве 400 тонн в целях исполнения Контракта, что подтверждается счетом на оплату N 114 от 01.07.2022 г.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях исполнения Контракта, в том числе, совершение действий по взаимодействию Подрядчика с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения о Подрядчике не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, лишает Подрядчика права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Погосяне А.Б. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч. 12.2 ст. 95, ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июля 2022 г. N РНП-59-300 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - надлежащее извещение - спортивные площадки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022