Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в присутствии представителя ООО "Центр управления медицинскими отходами" - Двойничникова Ю.А. (по доверенности N 4/22 от 14.02.2022 г.),
в отсутствие представителей ГБУЗ ПК "Больница Коми-Пермяцкого округа" (извещены надлежащим образом)
рассмотрев жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Больница Коми-Пермяцкого округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и утилизации отходов медицинских, класс Г (изв. N 0356500006022000203),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500006022000203 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по транспортированию и утилизации отходов медицинских, класс Г.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.07.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 094 470,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.07.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в документации об аукционе установлены ссылки на недействующие правила, а именно на СанПиН 2.1.7.2790-10
2. Кроме того, что Заявитель считает, что Заказчик в п. 4 Технического задания указывает на то, что для всего предоставляемого расходного материала должен иметься сертификат соответствия нормативному документу - ТУ. Вместе с тем, ТУ производителя не является нормативным документом, обязательным к раскрытию (и подтверждению соответствия) Исполнителем перед Заказчиком, как необходимое условие оказания услуг.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что действующее законодательство в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. В связи с отсутствием кода на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов класса Г в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Заказчик самостоятельно определяет характеристики, относящиеся к объекту закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно п. 4 Технического задания (изв. N 0356500006022000203), Исполнитель предоставляет Заказчику расходные материалы для первичного сбора отходов, принятых к удалению, в том числе: пакет для сбора отходов класса /Г/- 300*330. Характеристика: Пакет любого цвета (кроме желтого и красного) с нанесенной на поверхность выдержкой из СанПин 2.1.7.2790-10 с указаниями по сбору медицинских отходов, информационным окном для нанесения маркировки.
Согласно п. 6 Технического задания, Исполнитель обязуется, в том числе, осуществлять транспортировку отходов специальным автотранспортом, соответствующим требованиям СанПин 2.1.7.2790-10 исполнителя в специализированных контейнерах.
В результате анализа аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком используется ссылка на СанПин 2.1.7.2790-10, который с 01.03.2021 г. утратил силу на основании п. 4.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, имеются признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Комиссией также установлено, что в соответствии с п. 4 Технического задания, Исполнитель предоставляет Заказчику расходные материалы для первичного сбора отходов, принятых к удалению, предоставляя при этом сертификат соответствия нормативному документу - техническому документу (далее - ТУ), для каждой единицы, предоставляемого материала.
Согласно п. 13 и 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закона о стандартизации), ТУ - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. Стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с ст. 3 Закона о стандартизации, стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Исходя из вышесказанного, ТУ является ненормативным актом, цель которого направлена на достижение функционирования системы стандартизации, следовательно, указанный документ не может являться обязательным при подаче участником заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, в п. 4 Технического задания, на ряду с техническими условиями, Заказчиком установлено предоставление Исполнителем регистрационных удостоверений для каждой единицы, предоставляемого материала.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, которая включает в себя результаты технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий.
Таким образом, ввиду того, что регистрационное удостоверение уже содержит перечень необходимых сведений о товаре, требование Заказчика о предоставлении сертификата соответствия нормативному документу - ТУ неправомерно.
Исходя из совокупности изложенного, действиями Заказчика нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, имеются признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и утилизации отходов медицинских, класс Г (изв. N 0356500006022000203) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022