Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
К.Л. Рашидханова - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
при участии представителей:
от уполномоченного учреждения: Клубкова А.П;
от заказчика - Шафиева О.И., Тимофеева О.А.;
от заявителя - Кравченко А.В.
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексей Викторович (ИНН 402801000649) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная детская больница'' (ИНН 6501232250) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка Аппарата ультразвукового диагностического" (извещение N 0361200015022003644) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15.07.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которые, по мнению индивидуального предпринимателя не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом Заявитель, указывает на необоснованное неприменение при описании объекта закупки, кода каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также, неправомерное включение в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, без обоснования необходимости использования таких характеристик.
Кроме того, Заявитель считает, что если аукцион проводится с соблюдением ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), в описании объекта закупки необходимо использовать характеристики товара, предусмотренные КТРУ, следовательно, указывать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства к закупаемому товару недопустимо.
Уведомлением-требованием от 15.07.2022 N 05-811 рассмотрение жалобы по существу назначено на 20.07.2022 в 11 часов 00 минут. Для получения дополнительной информации уведомлением - требованием N 05-848/эл от 20.07.2022, рассмотрение вышеуказанной жалобы перенесено на 21.07.2022 в 17 часов 00 минут. Уведомлением под аудиозапись в рассмотрении объявлен перерыв до 17 часов 00 минут 22.07.2022 года.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
13.07.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruопубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка Аппарата ультразвукового диагностического" (извещение N 0361200015022003644).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленную в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающеюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б)единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане- графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии е положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
По смыслу ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен определить требования к товару в соответствии с его потребностями. Таким образом, в зависимости от своих потребностей Заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), государственным стандартам, с учетом специфики закупаемого товара. При этом Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Характеристики, указанные в позициях КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132- 00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не дают Заказчику возможности в необходимом и достаточном объеме описать те требования к объекту закупки, которые основаны на потребностях Заказчика и разработаны в целях обеспечения качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности и выполнения государственных функций, а именно для оказания медицинской помощи населению.
КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132- 00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не содержат данных об основных технических характеристиках аппарата ультразвукового сканирования, таких, как частота максимальная кадров (быстродействие) системы, полный диапазон рабочих частот системы, диапазоны скоростей в основных допплеровских режимах. Данные параметры непосредственно отражают функциональные возможности и критически влияют на качество изображения. Таким образом, согласно этим КТРУ может быть поставлена совершенно любая ультразвуковая система, даже самая низкокачественная, удовлетворяющая лишь немногочисленным базовым требованиям.
КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132- 00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не специфицируют тип конструкционного исполнения сканера - передвижной или переносной, что идет вразрез с ГОСТ 56327-2014 п.5.2, где указаны следующие варианты конструктивного исполнения - "передвижные", "переносные". Так, Заказчику требуется именно переносная ультразвуковая система, но по этим КТРУ возможно поставить передвижное оборудование, имеющее другое эксплуатационное назначение.
КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132- 00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не предъявляют требований к ультразвуковым датчикам, тогда как, технические характеристики каждого датчика являются основополагающими параметрами визуализации: диапазон рабочих частот, радиус кривизны поверхности датчика, количество элементов. Спецификация данных параметров для каждого датчика обязательна с клинической точки зрения. Например, при отсутствии поддержки низких частот на датчиках будет невозможно обследовать глубоко расположенные структуры, при ограничениях в верхних частотах снизится пространственная разрешающая способность метода.
КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132- 00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не учитывают возможности программного обеспечения современных ультразвуковых систем для расширения возможностей базовых режимов сканирования. Для выполнения определенных функций и полномочий заказчику необходимы пакеты специализированных программ: полуавтоматическое оконтуривание ЛЖ в В-режиме и автоматический расчет фракции выброса с возможностью ручного редактирования (необходимо для снижения операторозависимой ошибки и повышения пациентооборота), полуавтоматическое измерение толщины комплекса интима-медиа сонных артерий (необходимо для снижения операторозависимой ошибки и повышения пациентооборота) и другие клинически важные свойства.
В КТРУ 26.60 Л 2.132-00000033, 26.60Л2.132-00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не приведены необходимые особенности формирования изображения (частотное компаундирование, динамическая фильтрация по глубине сканирования, псевдоокрашивание полутонового изображения, обеспечивающие повышение качества УЗ-изображения), отсутствуют измеряемые параметры в основных режимах. Отсутствие этих пунктов может привести к поставке не соответствующего потребностям заказчика товара, и оказанию некачественной медицинской помощи, а также к неэффективности осуществления закупки, что нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в связи с чем описание объекта закупки осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132- 00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не специфицируют такие базовые параметры сканера, как размер и разрешение экрана, а также время работы в автономном режиме без подзарядки аккумулятора. Данные параметры технических характеристик необходимы для обеспечения качественного отображения диагностической информации и автономной работы системы.
Таким образом, в КТРУ невозможно подобрать позиции, которые удовлетворяют потребности Заказчика, следовательно, при выборе кода ОКПД2 Заказчик руководствовался совокупностью всех уникальных требований необходимых к поставке товаров.
Кроме того, ст. 33 Закона о контрактной системе, установлено, что Заказчик при описании объекта закупки вправе определить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и являются значимыми для него.
Аналогичная позиция содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара.
Комиссией установлено, что КТРУ не содержит позиций, соответствующих по функциональным характеристикам медицинскому оборудованию, закупаемому Заказчиком, в связи с чем, объект закупки описан с соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о незаконном неприменении Заказчиком КТРУ не нашел своего подтверждения, как и довод о включении в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, поскольку в рассматриваемом случае КТРУ не применялось.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича (ИНН 402801000649) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная детская больница'' (ИНН 6501232250) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка Аппарата ультразвукового диагностического" (извещение N 0361200015022003644) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Силичев
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 июля 2022 г. N 065/06/106-424/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022