Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Качкин И.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителей управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 29.12.2021 года N2),
при участии представителей бюджетного учреждения Воронежской области ''Острогожский психоневрологический интернат'':
- Бородкиной Елены Владимировны (доверенность от 19.07.2022 года N1),
- Целовальниковой Ларисы Романовны (доверенность от 19.07.2022 года N2),
в отсутствии представителей ООО "САВИР" (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "САВИР" на действия бюджетного учреждения Воронежской области ''Острогожский психоневрологический интернат'' при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфекции, дезинсекции, кожных антисептиков (номер извещения 0131200001022006637),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "САВИР" (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения Воронежской области ''Острогожский психоневрологический интернат'' (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфекции, дезинсекции, кожных антисептиков (номер извещения 0131200001022006637) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в нарушении порядка описания объекта закупки, определенный "требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", не обосновании безусловной потребности в дополнительных характеристиках в поставке объекта закупки, установлении необоснованно ограниченных диапазонов содержания действующих веществ и необоснованного исключения из состава альдегиды, амины, кислоты, глиоксаль, щелочи, ферменты, производные фенола и гуанидина, что приводит к ограничению количества участников в спорном аукционе".
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 30.06.2022 N0131200001022006637.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 7 796 586,90 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка средств дезинфекции, дезинсекции, кожных антисептиков.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в форме электронного документа.
Так, Заказчиком электронным документом "Приложением 3 - Описание объекта закупки" представлено Описание объекта закупки.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, Заказчик при наличии в КТРУ соответствующей объекту закупки позиции, обязан использовать описание объекта закупки, в соответствии с позицией КТРУ.
Как следует из Извещения, а также Описания объекта закупки, Заказчиком, во исполнение требований пункта 4 Правил использования КТРУ, по спорным позициям использовались следующие позиции КТРУ:
N позиции Описания объекта закупки |
Наименование товара |
Позиция КТРУ |
3 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000007 |
4 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000005 |
5 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000009 |
9 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000005 |
19 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000005 |
При этом, в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, по позиции N3 Заказчиком установлена следующая спорная характеристика "с пропитывающей композицией на основе изопропилового спирта (2-пропанол) и/или пропилового спирта (1-пропанол) - не менее 65%", а также предоставлено обоснование использования данной характеристики - "указано действующее вещество и его необходимая концентрация в соответствии с письмом РОСПОТРЕБНАДЗОРА "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции"".
Дополнительно, на заседании Комиссии УФАС по Воронежской области Заказчик пояснил, что при установлении данной характеристики руководствовался письмом Роспотребнадзора от 23.01.2020 года N02/770-2020-32 "Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" которым рекомендовано использовать спирты в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе), при этом Заказчик отметил, что намеренно снизил требование до 65% для расширения круга потенциальных участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушение, поскольку Заказчиком обосновано использование иной характеристики, аналогичное установлено по позиции N19 Описания объекта закупки.
Заявитель, в качестве доводов, также указывает на допущенные Заказчиком нарушения по позиции N4, N5, N9, что выразилось в "не подтверждении безусловной потребности к конкретному действующему веществу".
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что данное утверждение является мнением Заявителя и не содержит нормативно-документального обоснования.
Вместе с тем, из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих Заказчика устанавливать в Описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Комиссия Воронежского УФАС России также отмечает, что любой участник закупки мог предложить к поставке товар собственного производства либо купить такой товар у иных производителей. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, сведения (информацию) и документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе не предоставил.
При принятии настоящего решения Комиссия Воронежского УФАС России также учитывает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 NИЭА1 подано 4 (четыре) заявки, 3 (три) из которых признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведения торгов составило - 6,5 %.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "САВИР" на действия бюджетного учреждения Воронежской области ''Острогожский психоневрологический интернат'' при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфекции, дезинсекции, кожных антисептиков (номер извещения 0131200001022006637) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.В. Качкин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 июля 2022 г. N 036/06/33-732/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022