Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<..> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_>. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телекомстройпроект+" (далее - ООО "Телекомстройпроект+", заявитель, общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), Бюджетного учреждения Омской области "Безопасный регион" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по поддержке функционирования аппаратно - программного комплекса "Безопасный город" Омской области (реестровый номер 22.32.1198)" (извещение N 0152200004722001204),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии представителей заказчика - <_>, директора; <_> (без доверенности),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей уполномоченного органа - <_>, и.о. начальника, <..> (доверенность от 18.07.2022), <_> (доверенность от 12.11.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7041э от 18.07.2022) жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722001204 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 30 457 483,78 руб.
18.07.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.07.2022 заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям действующего законодательства о контрактной системе и нарушает права и законные интересы потенциальных участников аукциона.
В жалобе дословно было указано: "В описании объекта закупки, техническом задании, отсутствуют виды оказываемых услуг, попадающих под требования Федерального закона от 07.07.2003 года N126- ФЗ "О связи" и Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 года N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"
Не смотря на это, в соответствии с документом, в составе аукционной документации, "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", от Участника требуется наличие "..лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность в области оказания услуг связи с указанием следующих видов услуг:
- услуги связи по предоставлению каналов связи,
- услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
При данных обстоятельствах в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части установления излишнего требования к участникам закупки".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно извещению об осуществлении закупки требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, установлены в соответствии с электронным документом "Требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Электронным документом "Требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе", содержащимся в составе извещения об осуществлении закупки, в частности установлено следующее требование к участникам закупки:
"Требование установлено в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 1 ст. 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи",постановлением Правительства РФ от 30декабря2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации": наличие лицензии на деятельность в области оказания услуг связи с указанием следующих видов услуг:
- услуги связи по предоставлению каналов связи,
- услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
В электронном документе "Требования 22.32.1198" заказчиком, уполномоченным органом установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в аукционе следующих документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе:
"Требуется:
- лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность в области оказания услуг связи с указанием следующих видов услуг:
- услуги связи по предоставлению каналов связи,
- услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
- лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, с указанием следующих видов услуг:
- услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
- лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с указанием следующих видов работ (услуг):
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов
- Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации".
Требования к характеристикам оказываемых услуг, назначению, целям оказания услуг и т.п., установлены в приложении N 1 к контракту "Техническое задание на оказание услуг по поддержке функционирования аппаратно - программного комплекса "Безопасный город" Омской области" (далее - Техническое задание).
В пункте 5.1 раздела 5 "Требования к составу услуги" Технического задания установлено:
"Исполнитель в рамках оказания услуги предоставляет:
1) Услуги по технической защите информации;
2) Информационно-техническое сопровождение и обновление СПО:
- системы интеллектуального видеонаблюдения и региональной интеграционной платформы системы видеонаблюдения с использованием программного комплекса "Видеопортал" (рег. номер ПО в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных 4586);
- программного обеспечения Системы-112 "SI3000 cCS Компактный программный коммутатор" (запись в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных N3022 от 14.03.2017 произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 09.03.2017 N103).
Предыдущие и (или) альтернативные названия программного обеспечения "SI3000 cCS":
а) программное обеспечение компактной электронной цифровой телефонной станцией для управления вызовами;
б) программное обеспечение телекоммуникационного шлюза Системы-112.
- КСА РИП, модулей адаптеров сопряжения с внешними АИС и АСМ аппаратно - программного комплекса "Безопасный город" Омской области.
3) Техническое обслуживание оборудования систем и подсистем, входящих в состав АПК "Безопасный город";
4) Устранение инцидентов (сбоев) на аппаратном и программном уровнях в работе систем и подсистем, входящих в состав АПК "Безопасный город", возникающих в процессе его эксплуатации, а при необходимости восстановление данных и ПО из резервных копий, предоставляемых Заказчиком вместе с требуемыми лицензиями, в соответствии со сроками, указанными в Таблице N 4 пункта 6.7 настоящего технического задания".
В письменных возражениях уполномоченным органом указано на то, что требование о наличии у участника закупки лицензии или выписки из реестра лицензий или копии акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность в области оказания услуг связи с указанием видов услуг "услуги связи по предоставлению каналов связи", "услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации" является правомерным, поскольку оказываемые исполнителем услуги подпадают под требования Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Заказчиком представлены возражения следующего содержания: "В пункте 5 Положения о государственной информационной системе Омской области "Аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 12 мая 2021 года N 188-п изложена структура государственной информационной системы Омской области "Аппаратно-программный комплекс технических средств "Безопасный город", состоящая из:
1) единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
2) подсистемы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112;
3) комплекса средств автоматизации региональной интеграционной платформы;
4) подсистемы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
5) подсистемы видеонаблюдения в местах массового нахождения людей на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативны служб по единому номеру "112" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор системы - 112 - организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, для обеспечения функционирования системы-112, а также приема вызовов по единому номеру "112", и обработки и передачи диспетчерским службам.
Отдельные положения статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предусматривают, что система-112 обеспечивает:
1) прием вызовов по единому номеру "112", их обработку;
2) передачу обработанной информации, требующей реагирования, диспетчерским службам, в том числе находящимся на территория иных субъектов Российской Федерации;
3) формирование отчетных данных о вызовах по единому номеру "112", их обработку и хранение".
Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, в том числе региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по единому номеру "112" от лиц или установлены на контролируемых стационарных и подвижны объектов датчиков в системе-112 их обработку и хранение.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) услуга связи - деятельность по приему, обработке, ранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Таким образом, услуга по сопровождению системы-112 включает в себя мероприятия предусматривающие наличие соответствующей лицензии".
Проанализировав содержание извещения об осуществлении закупки, Техническое задание на оказание услуг по поддержке функционирования аппаратно - программного комплекса "Безопасный город" Омской области, с учетом пояснений представителей сторон, Комиссия установила, что функционирование работы аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" предусмотрено в рамках оказания услуг связи, соответственно все подсистемы данного комплекса непосредственно связаны с услугами связи, для оказания которых необходима соответствующая лицензия.
Признавая довод жалобы необоснованным, Комиссия также учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Вместе с тем каких-либо письменных доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы о том, что в рамках рассматриваемой закупки не будут оказываться услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи по передаче данных, Обществом не представлено.
При этом заявитель не воспользовался своим правом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе на подачу соответствующего запроса на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телекомстройпроект+" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, Бюджетного учреждения Омской области "Безопасный регион" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона Оказание услуг по поддержке функционирования аппаратно - программного комплекса "Безопасный город" Омской области (реестровый номер 22.32.1198)" (извещение N 0152200004722001204).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<..> |
Члены Комиссии |
<..> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 июля 2022 г. N 055/06/33-610/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022