Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_.> - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПРО" (далее - ООО "АПРО", общество, заявитель) на действия Казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение), бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку компьютерной системы сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система) по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (Реестровый номер 221786)" (извещение N 0852500000122001609) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 27/08/21-1 от 27.08.2021), <_> (доверенность N 27/08/21-2 от 27.08.2021);
заказчика - <..> (доверенность N 7 от 04.07.2022), <_> (доверенность от 25.07.2022), <_.> (доверенность от 22.07.2022), <..> (доверенность от 25.07.2022);
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7042э от 19.07.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0852500000122001609 с начальной (максимальной) ценой контракта 13455000 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 20.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 9433050,00 руб. сделано участником закупки N 2 (снижение составило 29,89%).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 22.07.2022 заявка всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 2 (ООО "Галактика").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей сторон, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
3.1. В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 1236).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
В жалобе ООО "АПРО" содержится указание на нарушение заказчиком, уполномоченным учреждением законодательства Российской Федерации о контрактной системе, поскольку в извещении об осуществлении закупки не был установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1236.
Исходя из содержания письменных возражений заказчика и уполномоченного учреждения, наименование объекта закупки в том виде в каком оно размещено на официальном сайте ЕИС "приобретение компьютерной системы сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система)" (далее - PACS-система) предусмотрено приказом Минздрава России от 12.02.2019 N 56н "Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями" (далее также приказ Минздрава России N 56н).
В 2022 году БУЗОО "КОД" в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение", а также во исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1772 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями" выделены денежные средства, в том числе на приобретение PACS-системы.
Заказчик, уполномоченное учреждение полагают, что описание объекта закупки составлено с учетом соблюдения требований статьи 33 Федерального закона о контрактной системе таким образом, чтобы обеспечить максимально широкую конкуренцию и в то же время дать четкое представление о необходимых стандартах безопасности и качества исполнения, материалах и эксплуатационных характеристиках закупаемого оборудования.
При составлении технических требований были учтены требования законодательства о том, что технические характеристики не должны иметь ограничительный характер. Стандарты и технические спецификации, указанные в документации, обеспечили соблюдение основных технических требований и прочих требований к закупаемому оборудованию.
Исходя из устных пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения, предметом электронного аукциона не является закупка программного обеспечения, поскольку закупается медицинское оборудование, на котором уже установлено программное обеспечение, в связи с чем запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 1236, не может быть установлен.
Проанализировав извещение об осуществлении закупки и содержащиеся в его составе документы, с учетом пояснений сторон, Комиссия признала довод жалобы заявителя необоснованным, в силу следующего.
Решение задачи, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений", постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", предусматривает в рамках выполнения Национального проекта "Здравоохранение", в частности федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями", в том числе создание информационной системы медицинской организации, содержащей данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о медицинской деятельности медицинских организаций и иную информацию, необходимую для автоматизации процессов оказания медицинской помощи и информационной поддержки деятельности медицинских работников.
То, что в данном случае закупается медицинское оборудование именно как компьютерная система, прямо следует из наименования объекта закупки и медицинского изделия, указанного в пункте 82 перечне к приказу Минздрава России N 56н - "Компьютерная система сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система)" в рамках финансирования по федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями".
В пункте 3.57 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51904-2002 "Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию" (далее - ГОСТ Р 51904-2002) дано определение системы: система - это набор аппаратных и программных компонентов, созданный для выполнения определенной функции или множества функций.
В силу пункта 3.4 ГОСТ Р 51904-2002 аппаратным средством является материальная часть вычислительной системы, включающая в себя электрические и электронные элементы (например, приборы и схемы), электромеханические элементы (например, дисководы) и механические элементы (например, стойки), при этом, по определению, данному пунктом 3.48 ГОСТ Р 51904-2002, программное средство - это программное обеспечение и связанные с ним документы, вновь созданные, модифицированные или сгруппированные для удовлетворения требованиям контракта.
PACS-система это набор аппаратных и программных средств, предназначенных для передачи и архивации DICOM изображений, где весьма объемный архив может длительное время существовать в аппаратной части (например, на сервере), то есть быть быстро доступным для поиска и просмотра интересующей информации по сети с защищённым каналом.
Согласно подпункту "б" пункта 2(1) постановления Правительства РФ N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В рассматриваемом случае конечным объектом закупки является именно медицинское изделие - компьютерная система, а не программное обеспечение, при этом программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения контракта, поскольку медицинское изделие уже должно иметь в своем составе установленное программное обеспечение (указанная позиция соответствует арбитражной практике Омского УФАС России по делу А46-17376/2018).
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, заявителем не представлено.
3.2. Заявитель, ссылаясь на часть 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе, а также на положения статей 1226, 1227, 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации в жалобе указывает: "Полагаем, что Заказчиком установлено описание объекта закупки, ограничивающее количество участников, а так же вводящее участников закупки в заблуждение.
Поскольку Заказчик указывает на приобретение программного обеспечения, он обязан указать на порядок передачи таких лицензий и предоставить условия использования программного обеспечения. Проект контракта и описание объекта закупки таких условий не содержит, что нарушает права и законные интересы правообладателей программного обеспечения. Проект контракта составлен на поставку товаров (а программное обеспечение товаром не является)".
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе является принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом того, что предметом закупки является поставка медицинского изделия, в состав которого входит уже установленное программное обеспечение, довод жалобы Общества о необходимости указания заказчиком в описании объекта закупки и проекте контракта порядка передачи лицензий на право использования результата интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, а также условий использования программного обеспечения признается Комиссией необоснованным.
3.3. В жалобе обществом дословно указано: "Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ) определяет правила формирования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Таким образом, в случае, если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Объект закупки по сути является ничем иным, как сервером с предустановленным программный обеспечением - КТРУ 26.20.14.000-00000001.
Так, в описании объекта закупки содержатся характеристики, которых в принципе нет в КТРУ:
Быстродействие процессора |
ГГц |
Не менее 3.6* |
Полезный объем накопителя |
Тб |
Не менее 200* |
Установив требование к полезному объему накопителя Заказчик так же не указывает, что именно он подозревает под таким полезным объемом.
Установив код ОКПД 2 26.60.11.130 Заказчик пытался обойти установленные законодательством правила описания объекта закупки. Данный код никаким образом не отражает реальный состав объекта закупки".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия установила, что согласно информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Каталог" код позиции КТРУ 26.20.14.000-00000001 с наименованием товара "Сервер", ссылку на обязательность применения которого делает заявитель, включен в КТРУ "25.07.2022 в 12:16 (МСК)" и обязателен к применению с 24.08.2022.
Извещение об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте ЕИС 12.07.2022, т.е. до момента начала обязательного применения заказчиком данного КТРУ.
С учетом изложенного, данный довод жалобы общества признан необоснованным.
3.4. По мнению заявителя, "Заказчиком в требованиях к составу заявки установлено:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар, который подлежит регистрации на территории РФ;
в случае, если предлагается не установленное в инструкции (руководстве по эксплуатации) имеющегося в наличии у Заказчика оборудования медицинское изделие, в отношении которого производителем (изготовителем) подтверждена возможность совместного применения с медицинским изделием, имеющимся у Заказчика в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года N 552 "Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", копия регистрационного досье на медицинское изделие.
Заказчик в описании объекта закупки не указывает, что такое имеющееся "в наличии у Заказчика оборудования медицинское изделие, в отношении которого производителем (изготовителем) подтверждена возможность совместного применения с медицинским изделием, имеющимся у Заказчика".
_. медицинским изделием является программное обеспечение, а не сервер с установленным программным обеспечением. В связи с этим Заказчику надлежит уточнить, на что именно предоставляется регистрационное удостоверение в сторону необходимости предоставления копии регистрационного удостоверения медицинского изделия на программное обеспечение".
На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом
Форма регистрационного удостоверения, утвержденная приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, зарегистрированного в Минюсте России 25.02.2013 N 27292, предусматривает обязательное указание наименования медицинского изделия и принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
Как было указано ранее, приобретение компьютерной системы сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-системы) предусмотрено пунктом 82 Перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями", утвержденного приказом Минздрава России от 12.02.2019 N 56н.
Таким образом, требование о предоставлении участником закупки копии регистрационного удостоверения именно на медицинское изделие, фактически состоящее из аппаратной части (сервера) и комплекса программ (программного обеспечения), в совокупности образующих единое медицинское изделие - систему сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система), Комиссия считает правомерным.
С учетом изложенного, довод жалобы заявителя признан необоснованным.
3.5. Обществом в жалобе также заявлено о том, что заказчиком нарушены положения части 1 статьи 33 и части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе, а именно:
- "4.1.Описание объекта закупки содержит следующее требование: "Предоставление МИС интерфейса для вызова программы просмотра результатов диагностических исследований", которое, во - первых, является крайне неопределенным, поскольку информации, о том, какая именно МИС нужна, не указано, что вложено в данное требование - неясно. А во-вторых, интерфейс программного обеспечения может являться объектом авторского права, таким образом установленным требованием Заказчик либо обязывает потенциального участника закупки иметь какие-либо лицензионные соглашения с разработчиками МИС (правда неясно, какой), либо нарушать авторские права прочих разработчиков.
4.2. Техническое задание содержит требование о наличии функций интеграции с МИС медицинских организаций, данное требование является крайне неопределенным, поскольку во-первых, какие именно функции должны быть проинтегрированы в МИС, Заказчиком не указано, а во вторых, на рынке РФ бесконечное множество программных продуктов, используемых в качестве МИС, интеграция с которыми производится: а) по разным протоколам, б) на основе различных идентификаторов, в) объем интеграции может крайне отличаться от случая случаю, требования к интеграции обычно закрепляются отдельной частью ТЗ или прописываются в отдельных документах, например в частном техническом задании, требований к которому также не указано".
Комиссия установила, что, действительно, при описании объекта закупки заказчиком не указано, какая именно МИС необходима заказчику, что предполагается под данным требованием, какие именно функции должны быть проинтегрированы в МИС и т.д.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителями заказчика даны пояснения о том, что МИС разработана самим заказчиком, при этом прочее взаимодействие поставщика по контракту будет осуществляться с программистами учреждения.
Комиссия отмечает, что ознакомившись с положениями извещения об осуществлении закупки, усматривая неопределенность в отношении требования о предоставлении МИС интерфейса для вызова программы просмотра результатов диагностических исследований заявитель не воспользовался своим правом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе на подачу соответствующего запроса на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
С учетом указанного, а также пояснений представителей заказчика, Комиссия признала довод жалобы заявителя необоснованным.
- "4.3. Наименование объекта закупки звучит как "поставка компьютерной системы сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система) по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (Реестровый номер 221786). При этом описание объекта закупки не содержит в себе параметров, позволяющих отнести данное оборудование к системе сбора данных ангиографии. А именно в составе Комплекса должны быть поставлены: сервер с предустановленным ПО (PACS), ПО для просмотра изображений (без явно указанной функциональности для анализа исследований ангиографии (сосудов и пр.)), радиологическая система и экспертный функционал для анализа МР исследований, онкопатологий и патологий молочных желез. Также ТЗ не содержит требований о необходимости подключения диагностического оборудования какого-либо рода, как ангиографов, так и прочих аппаратов. Таким образом, наименование закупки не соответствует ее описанию, поскольку, если Заказчику необходим PACS сервер с предустановленным экспертным ПО для работы с изображениями (функционал, описанный в ТЗ позволяет работать как с рутинным рентгеном (маммографии, рентгенограммы, ФЛГ), так и с многокадровыми и многосрезовыми изображениями (КТ, МРТ и др.), то отнесение комплекса к работе с ангиографическими исследованиями, вводит потенциального Исполнителя в заблуждение, а если необходима лишь система хранения ангиографических изображений, стоит указать соответствующие требования в Описании объекта закупки. Полагаем, что наименованием объекта закупки, которое не соответствует своему содержанию Заказчик пытается обойти требования Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.02.2019 г. N56н, согласно которому утвержден перечень медицинских изделий для переоснащения медицинских организация, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. В п. 82 указанного перечня как раз находится компьютерная система сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система). Иных систем для хранения изображений указанный Перечень не содержит. Таким образом, Заказчик нарушает принцип профессионализма заказчика и эффективности расходования денежных средств".
По определению, данному в Концепции и плане разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 2019 - 2024 гг. (Версия: 1.0)" (утв. Минздравом России 16.10.2019, ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России 01.10.2019), методических рекомендациях по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) (утв. Минздравом России 01.02.2016):
PACS (Picture archiving and communication system) - система архивации и передачи изображений, предполагает создание специальных удаленных архивов на DICOM серверах;
DICOM (DigitalImagingand CommunicationsinMedicine) - Индустриальный Стандарт создания, хранения, передачи и визуализации медицинских изображений и документов обследованных пациентов).
Ангиография - это метод диагностического исследования, с помощью которого в онкологии, в частности решаются следующие задачи: определение локализации опухоли; определение ее связи с крупными сосудами; решение вопроса о возможности или невозможности удаления опухоли традиционными хирургическими методами.
Метод ангиографии строится на введении контрастного вещества в русло сосудов. Сделанные при этом снимки позволяют определить наполнение контрастом сосудов новообразования и соседних артерий.
Определить прохождение контрастного вещества возможно: рентгеном, компьютерной томографией, магнитно-резонансной томографией.
Ангиограф - это современный высокотехнологичный аппарат, с помощью которого под воздействием рентгеновского излучения можно визуализировать просвет сосудов.
Комиссия соглашается с заявителем в том, что закупаемая PACS-система позволяет собирать и хранить данные не только ангиографии, но и иных медицинских исследований в рамках медицинской информационной системы заказчика, но при этом отмечает, что требования к медицинскому изделию, установленные заказчиком, необходимы для постановки диагноза и лечения пациента и не противоречат целям вышеуказанных федеральных программ.
Признавая довод жалобы необоснованным, Комиссия также учитывает следующее.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует описание объекта закупки, в том числе устанавливает требования к закупаемому медицинскому изделию при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Заказчиком указано, что при подготовке к проведению электронного аукциона был изучен рынок на предмет наличия закупаемого товара с вышеуказанными требованиями, анализ и поступившие в адрес учреждения коммерческие предложения показали наличие на территории Российской Федерации данного рынка, на котором существует как минимум два производителя закупаемого товара:
- комплекс программный-аппаратный для получения, диагностики, архивирования и передачи медицинских изображений и данных "IMPAX", производитель "Агфа ХэлсКеа Н.В.", Бельгия, РУ N 2012/12278;
- комплекс аппаратно-программный автоматизированной обработки и протоколирования медицинских диагностических исследований "АрхиМед" по ТУ 9440-001-98944313-2007, производитель ООО "Мед-Рей", Россия, РУ N ФСР 2008/02715.
При этом Комиссия также отмечает, что в заявке победителя закупки предложен программно-аппаратный комплекс ПАК получения, обработки, трехмерной реконструкции, передачи и хранения, медицинских диагностических изображений "Kometa 3Di PACS" по ТУ 32.50.50-002-92607081-2019, производитель ООО "Комета", Россия, РУ N РЗН 2021/13248 от 20.09.2021.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу "АПРО" на действия Казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку компьютерной системы сбора и архивирования данных ангиографии (PACS-система) по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (Реестровый номер 221786)" (извещение N 0852500000122001609).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июля 2022 г. N 055/06/33-612/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022