Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Алексеевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы":
К.М. Кусина (по дов.NТЦ-15-12/22 от 13.01.2022),
Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой (по дов.77-13-13/21-27 от 25.08.2021),
в отсутствие представителей ИП Меркулов В.И., уведомленных надлежащим
образом, письмом Московского УФАС России NНП/37454/22 от 18.07.2022,
рассмотрев жалобу ИП Меркулов В.И. (далее - Заявитель) на действия
ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания ГБУК г. Москвы "ОКЦ ЮВАО" подразделение: "Дворец культуры "Капотня" по адресу: г. Москва, Капотня 2-й квартал, д. 20А (Закупка N 0173200001422000813) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.
NНП/37454/22 от 18.07.2022), Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком при формировании извещения об осуществления закупки нарушены положения ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку не установлены требования к участникам закупки, предусмотренные Указом Президента РФ от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее- Указ Президента N252).
Согласно п.1 Указа N252 федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
П.2 Указа N252 установлены следующие специальные экономические меры:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
- совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
- исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
- осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп."о" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержат декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа N 252, подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.
В п. 13 Информационной карты и в п.4 Извещения о закупке указано требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а значит установлено требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Кроме того, Заказчик имеет возможность самостоятельно проверить соответствие участника указанным требованиям и на любом этапе до заключения контракта отстранить участника, не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2022 г. N 24-06-06/54846 "О рассмотрении обращения" даны разъяснения применения Указа N252, а именно: "Министерство финансов Российской Федерации в своем письме разъясняет вопросы применения Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций". В частности, указывается на необходимость установления в извещении об осуществлении закупки требований к частнику закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии в перечне юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 мая 2022 г. N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252". В случае, если участник включен в такой перечень, заявка участника подлежит отклонению".
Так, Комиссией Управления установлено, что в составе извещения Заказчиком не установлен запрет на участие в закупочной процедуре лиц, находящихся под санкциями.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении закупки.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что данное нарушение не влияет на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как соответствие участника закупки требованиям Указа Президента N252 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенной в нотариальном порядке копии такой выписки, выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенной в нотариальном порядке копии такой выписки, копии документов, удостоверяющих личность, документы о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя соответствующего государства с заверенным переводом на русский язык, копии учредительных документов участника закупки. Кроме того, участники закупки также обязаны декларировать свое соответствие требованиям п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в извещении о проведении открытого конкурса неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления определено, что согласно Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 29.06.2022 N0173200001422000813 Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ".
В составе жалобы Заявитель указывает, что по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки, поскольку требования Заказчика о приеме к оценке исполненных договоров в соответствии с Законом о контрактной системе исключает возможность предложить к оценке исполненные договора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлен критерий оценки в строгом соответствии с требованиями Постановления N 2604.
В п.1 Положения указано, что под понятием "Федеральный закон" понимается Федеральный закон от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что в формулировке пп. "д" п.28 Положения используется союз "в том числе" этот союз присоединяет обороты со значением уточнения. Из формулировки данного пункта нельзя сделать вывод о том, что Заказчик принимает к оценке только контракты заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет участникам закупки приложить в качестве подтверждения опыта договора, исполненные договора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В соответствии с п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Так, Заявителем указано, что Заказчиком установлены неправомерные требования представлении счетов фактуры при сдаче выполненных работ, а именно в п.4.6 проекта государственного контракта указано, что в случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении недостатков и необходимых доработок, Заказчиком будет принято решение об устранении Подрядчиком недостатков/выполнении доработок в надлежащем порядке и в установленные сроки, Заказчик принимает выполненные работы и подписывает Документ о приемке, в порядке, предусмотренном в настоящей статье Контракта. Для осуществления окончательных расчетов, после получения извещения Департамента городского имущества города Москвы о подготовке распорядительных документов о передаче имущества, Подрядчик предоставляет Заказчику последние Акты о приемке выполненных работ (Форма N КС-2, N КС-3, N КС-6А), счет-фактуры и счета".
В силу п.1 ч.3 ст.169 Налогового Кодекса Российской Федерации при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, следовательно, у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, нет обязанности выставлять счета-фактуры с выделением НДС и уплачивать его в бюджет.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст.168 Налогового Кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 Налогового Кодекса Российской Федерации от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом, на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Из буквального толкования вышеприведенных положений налогового законодательства следует, что налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами статьи 169 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусмотрено, поэтому применяется общее правило, по которому налогоплательщик вправе составить счет-фактуру, содержащую указание на слова "без НДС" (то есть по общему правилу счет-фактура является документом, который выставляется вне зависимости от применения налоговой льготы).
Таким образом, нормативные правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями или предпринимателями, применяющими УСН. Как указано выше, счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога и в счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меркулов В.И. на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части неустановления требований к участникам закупки в соответствии с Указом N252.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.С. Алексеева
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июля 2022 г. N 077/06/106-10887/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022