Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и ЗАО "Балтийская энергетическая компания",
рассмотрев жалобу ЗАО "Балтийская энергетическая компания" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку батарей аккумуляторных свинцово-кислотных для нужд Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по ЦОД в г. Дубна и Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по ЦОД в г. Городец Нижегородской области (Закупка N 0337100017722000138) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее -Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NНП/37563/22 от 19.07.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу пп.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявителем обжалуется неправомерное установление требований к закупаемым товарам в нарушение ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно в части установления конкретных, не изменяемых требований к товару.
Так, например, Заказчиком закупается товар по п. "Аккумуляторная батарея (АКБ) Тип 1" со следующими характеристиками:
"Номинальное напряжение 12 В
Номинальная емкость - 200 Ач
Вес - 61,5 кг
Тип вывода Резьба под болт М8
Макс. ток разряда - 800, А до 5 сек.
Макс. ток заряда - 60 А
Материал корпуса ABS (согласно UL94-HB)
Размеры, не более (ДхШхВ) 522х202х216
Внутреннее сопротивление 2,5 мОм", что существенно ограничивает участников закупки, которые готовы представить требуемый товар с иными значениями требуемых характеристик.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что оспариваемые требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также с учетом положений ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, согласно которым Заказчик вправе указывать значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Управления также обращает особое внимание, что спорные товары выделены Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одного подходящего под совокупность требования товаров.
При этом предъявленные Заказчиком требования к необходимому к поставке товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования в нарушения положений ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013 "Батареи свинцово кислотные стационарные" (далее - ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013), поскольку не предусмотрена возможность маркировки товара этикеткой, наклеиваемой на бак или крышку.
Комиссией Управления установлено, что согласно требованиям технической части аукционной документации иаркировка производителя АКБ, должна быть нанесена промышленным способом методом окраски или штамповки (наклейки не допускаются).
В соответствии с п. 6.6.1 ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013 Маркировка может быть напечатана, нанесена краской, или отлита на баке или на крышке, или может быть нанесена на этикетке, наклеиваемой на бак или крышку.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что маркировка товара этикеткой не допускается ввиду многочисленных случаев подделки предлагаемых товаров, а также отклейки этикетки, что приводит к невозможности идентификации товара.
Комиссия Управления отмечает, что предъявленные требования установлены в рамках показателей, указанных в ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013, и не противоречат указанным требованиям.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что 14.07.2022 г Заявителем направлен запрос Заказчику о даче разъяснений положений извещения, со следующим содержанием:
"1. Какой метод подсчета массы в зависимости от габаритов батарей (АКБ) использовался для заключения вывода, что при увеличении габаритов АКБ возрастет их масса? (Как производитель отечественных АКБ, заявляем, что выпускаем АКБ с большими габаритами при меньшем весе).
2. В случае если не допустимо увеличивать массу АКБ для исключения увеличения нагрузки на стеллажи, почему требование к массе не установлено с использованием допуска "не более" на основании п. 2 и с пп 1) п 1 статьи 33. Правила описания объекта закупки Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Меньшая масса АКБ не увеличит нагрузку на стеллажи.
3. Какие конкретно требования проектной, технической и эксплуатационной документации, не позволяют установить допуски "не более"/"не менее" для таких характеристик, как Номинальная емкость , Макс. ток разряда , Макс. ток заряда , Вес, Разрядные характеристики АКБ при постоянном значении мощности (Вт)? Кем разработана проектная документация, какой порядок внесения изменений в проектную документацию?
4. В соответствии с ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013 для батарей свинцово - кислотных стационарных: п. 6.6 Содержание и прочность маркировки пп. 6.6.1 Испытание проводят на трех образцах маркировки оригинального размера, формы, материала и исполнения. Маркировка может быть напечатана, нанесена краской, или отлита на баке или на крышке, или может быть нанесена на этикетке, наклеиваемой на бак или крышку. Просим разъяснить, чем обусловлено требование ТЗ "Маркировка производителя: тип АКБ, должна быть нанесена промышленным способом методом окраски или штамповки (наклейки не допускаются)".
Однако, по мнению Заявителя, Заказчиком не дан ответ по существу поданного запроса.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Управления установлено, что 15.07.2022 в единой информационной системе Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от NРИ3 со следующим содержанием:
"В настоящее время в эксплуатации ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в двух центрах обработки данных системы ЦОД Минфина России находится 4 системы ИБП AEG Protect Blue 1250 кВА и 6 систем ИБП AEG Protect Blue 500 кВА, каждый из которых снабжен комплектом аккумуляторных батарей, скоммутированных на одну шину. Для каждого комплекта аккумуляторных батарей в специально выделенных помещениях смонтированы соответствующие размерам АКБ металлические стеллажи, на которых размещены и скоммутированы 4 ряда по 30 и более аккумуляторов, суммарно содержащих 1440 стационарных аккумуляторов серии BPS200-12 с размерами (ДхШхВ) 522х202х216 мм, соответствующими клеммными соединениями и техническими характеристиками (далее - Аккумуляторная батарея (АКБ) Тип 1). Системы ИБП ЦОД с аккумуляторными батареями с указанными характеристиками эксплуатируются в соответствии с проектной, технической и эксплуатационной документацией. Закупка Товара с иными габаритными и техническими характеристиками не представляется возможным ввиду невозможности изменения системы хранений АКБ, геометрии помещений и условий эксплуатации системы ЦОД.
Информация размещена в Приложении N1 к Извещению "Описание объекта закупки".
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснил, что ответ на вышеуказанный запрос размещен Заказчиком в единой информационной системе 15.07.2022 в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При этом в составе поданного запроса Заявителем указывалось на нарушения, которые были допущены Заказчиком, по мнению Заявителя, на этапе формирования документации, что фактически не является запросом на разъяснение положений аукционной документации.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "Балтийская энергетическая компания"" на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные письмом Московского УФАС России исх.NНП/37563/22 от 19.07.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2022 г. N 077/06/106-10930/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022