рассмотрев материалы дела N 7-3/424 по обращению МБОУ СОШ N2 г. Вяземского (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДВ СМК" (ИНН 2723126190/ КПП 272301001), а также генеральном директоре/учредителе общества Харитонове Александре Андреевиче (ИНН 272590479965) в связи с односторонним отказом от контракта от 17.09.2021 N 8 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ N2 г. Вяземского, Вяземского муниципального района Хабаровского края и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "ДВ СМК",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 17.09.2021 N 8 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ N2 г. Вяземского, Вяземского муниципального района Хабаровского края и ООО "ДВ СМК" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122300017621000071 (далее - контракт).
Контракт заключен по цене 9 241 470,00 рублей.
Предмет контракта: Выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ N2 г. Вяземского Вяземского муниципального района Хабаровского края (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (п. 1.1 контракта).
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.1 контракта).
Заказчик обязан:
- подготовить и передать Подрядчику Объект (на период производства Работ), предоставить Подрядчику место подключения к источникам энергоснабжения на время проведения Работ (п. 4.2.2 контракта);
- осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.2.3 контракта);
- своевременно принять и оплатить выполненные Работы в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.8 контракта).
Подрядчик вправе потребовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением Работ по контракту. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика (п. 4.3.1 контракта).
Подрядчик обязан:
- выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте (п. 4.4.2 контракта);
- своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (п.4.4.3 контракта);
- производить Работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил (п. 4.4.4 контракта);
- обеспечить Объект необходимыми строительными материалами, оборудованием, изделиями, комплектующими изделиями (далее - материалы). Вести постоянный контроль за качеством материалов, осуществлять проверку их качества (п. 4.4.7 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: С момента заключения контракта в течение 60 календарных дней в соответствии с графиком производства работ (Приложение 3 к технической части). Даты производства работ согласовываются с Заказчиком.
Согласно п. 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11.3 контракта если по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине Подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине Подрядчика предусмотренное настоящим пунктом контракта изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных Подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с настоящим контрактом, предоставления Подрядчиком в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 11.4 контракта иные изменения и дополнения настоящего контракта возможны по соглашению Сторон в рамках действующего законодательства в сфере осуществления закупок. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания Сторонами.
В силу п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней (п.13.2.1 контракта);
- в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует требованиям, установленным в п. 4.4.20 настоящего контракта (п. 13.2.2 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.3 контракта).
Согласно приложению N3 к контракту "График производства работ" в состав работ входят:
- ремонт кровли спортивного зала с устройством водостока с греющим кабелем;
- устройство заземления молниезащиты здания;
- ремонт кровли перехода с устройством водостока с греющим кабелем;
- ремонт кровли основного здания школы с устройством водостока с греющим кабелем;
- устройство молниезащиты здания.
В связи с тем, что обязательства по контракту ООО "ДВ СМК" исполнены не в полном объеме, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.09.2021 N 8 (решение от 20.06.2022).
В результате изучения материалов дела 7-3/424, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
В соответствии с частью 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 12.2 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что 20.09.2021 Обществом в адрес Заказчика направлены документы и информация о назначении ответственных лиц о стороны ООО "ДВ СМК". Также просят представить локально-сметные расчеты N 02-01-01 конструктивные решения, N 04-01-01 электромонтажные работы в формате "Гранд-смета".
07.10.2021 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика о согласовании замены устройства вентшахты из кирпичной кладки естественного побуждения.
11.10.2021 Обществом направлено письмо о согласовании проведении дополнительных работ.
15.10.2021 Заказчиком в ответ направлен ответ о представлении перерасчета локального сметного расчета по фактически требуемым объемам для согласования замены видов и объемов работ.
22.10.2021 Обществом направлен перерасчет локального сметного расчета по фактически требуемым объемам.
27.10.2021 ООО "Дальневосточный проектный центр" в адрес Заказчика направлена проектно-сметная документация с изменениями.
28.10.2021 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о согласовании замены устройства вентшахты из кирпичной кладки естественного побуждения, а также направлен откорректированный раздел 4 проектно-сметной документации.
03.11.2021 Управлением образования администрации Вяземского муниципального района в адрес ООО "ДВ СМК" направлена откорректированная проектно-сметная документация. Также указано на то, что в период 09.11.2021-10.11.2021 в г. Вяземский ожидаются сильные осадки в виде мокрого снега. Просят принять меры для предотвращения затеканий кровли.
09.11.2021 Обществом в адрес Заказчика направлен локально-сметный расчет N 04-01-01 изм. 2 по разделу электромонтажные работы (устройство молниезащиты) на сумму 857 515,27 руб.
12.11.2021 Обществом в адрес Заказчика направлены локально-сметный расчет N 04-01-01 изм. 2 по разделу электромонтажные работы (устройство молниезащиты) на сумму 603 796,00 руб., локально-сметный расчет N 02-01-01 на конструктивные решения на сумму 8 637 674,00 руб.
12.11.2021 между МБОУ СОШ N2 г. Вяземского, Вяземского муниципального района Хабаровского края и ООО "ДВ СМК" заключено дополнительное соглашение к контракту от 17.09.2021 N 8, согласно которому срок выполнения (завершения) работ: с момента заключения контракта по 17.12.2021. Также внесены изменения в Приложение N 1 к контракту "Проектная документация", Приложение N 2 к контракту "Локальные сметные расчеты", приложение N 3 к контракту "График производства работ".
17.11.2021 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о предоставлении документов по наружным сетям.
20.12.2021 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о том, что в связи с неблагоприятными погодными условиями и обильными осадками в ноябре и декабре 2021 выполнение по данному виду работ было невозможным.
21.12.2021 Обществом направлены формы КС-2 и КС-3 на проверку по объекту.
31.01.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о том, что после монтажа элементов безопасности кровли выявлено, что не хватает для здания перехода. Предлагают взамен электромонтажных работ по заземлению приобрести недостающее количество элементов безопасности кровли для здания перехода и завершить работы по устройству кровли.
10.02.2022 Обществом в адрес Заказчика направлены: счет-фактура, счет на оплату, КС-3 N3 от 14.01.2022, КС-2 N4 от 14.01.2022.
11.02.2022 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о проведении дополнительных работ.
14.02.2022 Обществом в адрес Заказчика направлены: счет-фактура, счет на оплату, КС-3 N3 от 08.02.2022, КС-2 N4 от 08.02.2022.
15.02.2022 между МБОУ СОШ N2 г. Вяземского, Вяземского муниципального района Хабаровского края и ООО "ДВ СМК" заключен договор подряда N 15/02 на выполнение работ по монтажу воздуховода вентиляции и устройство элементов безопасности кровли на сумму 116 926,00 руб.
21.04.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о том, что в связи с увеличением цен на материалы ООО "ДВ СМК" не может закупить оставшиеся строительные материалы в ценах, указанных в смете на момент подписания контракта и завершить выполнение работ. Просят заключить дополнительное соглашение об увлечении стоимости контракта либо расторгнуть контракт по соглашению сторон, либо отказаться в одностороннем порядке.
06.05.2022 Заказчиком направлен ответ о невозможности заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта.
18.05.2022 Обществом в адрес Заказчика направлены: счет-фактура от 31.03.2022, счет на оплату от 31.03.2022, КС-3 N1 от 31.03.2022, КС-2 N1 от 31.03.2022.
27.05.2022 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия о нарушении сроков выполнения работ по контракту.
03.06.2022 ООО "ДВ СМК" в адрес Заказчика направлено письмо в котором предлагают для завершения работ изменить условия по контракту с увеличением стоимости материалов и выделением аванса в размере 50% от стоимости оставшихся работ. Также указывают, что все работы по контракту выполнены.
10.06.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо об изменении условий контракта, также прилагают измененные локально-сметные расчеты и счета на материалы и технику.
15.06.2022 Заказчиком в адрес Общества направлен ответ о том, что объем работ на электромонтажные работы по разработке грунта экскаватором предусмотрены контрактом, оснований для исключения данного вида работ нет. Также Заказчик отметил, что контрактом не предусмотрена предоплата.
Таким образом, Обществом выполнено работ и оплачено Заказчиком на сумму 8 705 621,00 руб. В связи с тем, что оставшиеся работы Обществом не выполнены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.09.2021 N 8 принято заказчиком 20.06.2022 в связи с тем, что Обществом допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся нарушении сроков выполнения работ.
20.06.2022 решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС, а также направлено по адресу электронной почты ООО "ДВ СМК" указанному в контракте.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.07.2022 - дата надлежащего уведомления.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
18.07.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
25.07.2022 ООО "ДВ СМК" в адрес Хабаровского УФАС России направлены письменные пояснения N230 из которых следует, что в связи с изменением проектно-сметной документации увеличились объемы работ. Также письмом от 21.04.2022 Заказчик проинформирован об увеличении цен на строительные материалы, однако заключать дополнительное соглашение об увеличении цены контракта отказался.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется данный довод, поскольку экономический кризис, инфляция, девальвация рубля, изменение размера страховых, налоговых и иных обязательных взносов, повышение цен контрагентов на предоставляемые услуги и товар, которые необходимы предпринимателю для надлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам публичных процедур, относятся к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, повышение стоимости на комплектующие материалы не относится к обстоятельствам непреодолимой силы и не может явиться основанием для изменения цены договора, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное.
ООО "ДВ СМК, как юридическое лицо, осуществляет на свой риск предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что изменение цен на рынке не относится к обстоятельствам, свидетельствующим о невозможности исполнения обязательств по поставке товара, исполнения работ и услуг.
Представленные ООО "ДВ СМК" счета на оплату материалов также не свидетельствуют о невозможности исполнения обязательств по поставке товара, исполнения работ и услуг.
Также стоит отметить, что согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ: с момента заключения контракта по 17.12.2021. Письмо Общества об увеличении стоимости на строительный материал датировано 21.04.2022, следовательно, за рамками сроков, установленных контрактом.
Довод общества о невозможность выполнения работ по погодным условиям не подтвержден, поскольку представленные документы не свидетельствуют о наличии погодных условий, препятствующих выполнению работ.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания того или иного обстоятельства обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажорным обстоятельством) необходимо одновременное наличие двух условий:
- чрезвычайность - это условие исключительности рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
- непредотвратимость - это условие, когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Таким образом, представленные сведения о количестве выпавших осадков не свидетельствуют о невозможности выполнения работ по контракту.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "ДВ СМК" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "ДВ СМК" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ДВ СМК", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Комиссия Хабаровского УФАС России также учла социальную значимость объекта выполняемых работ (общеобразовательная школа). Выполнение Обществом работ не в полном объеме влияют на безопасность эксплуатации образовательного учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные МБОУ СОШ N2 г. Вяземского об ООО "ДВ СМК" (ИНН 2723126190/ КПП 272301001), а также генеральном директоре/учредителе общества Харитонове Александре Андреевиче (ИНН 272590479965) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от 17.09.2021 N 8 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ СОШ N2 г. Вяземского, Вяземского муниципального района Хабаровского края сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: | |
Члены Комиссии: | |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 июля 2022 г. N РНП-27-318
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022