Резолютивная часть объявлена 25.07.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.07.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Молостов С.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
-Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Пургина Наталья Андреевна по доверенности N2 от 11.03.2022; Наливкин Олег Игоревич по доверенности Nб/н от 19.05.2021,
от Заказчика - Кондыгин Василий Александрович по доверенности N21/22 от 22.07.2022; Умаров Сухрабиддин Нармахамедович по доверенности N20/22 от 22.07.2022,
на основании поступившего обращения от Управления Федеральной почтовой службы по ХМАО-Югре, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (вх. N6322-ЭП/22 от 16.06.2022), в которых усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка почтовых маркированных конвертов и марок (извещение N 0387300001422000014), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 16 часов 00 минут 12.07.2022.
Проверка окончена в 12 часов 30 минут 25.07.2022.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление логистики"
Юридический адрес Заказчика: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Ханты-Мансийск г, Чехова, 16.
ИНН: 8601040443.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 249.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило обращение от Управления Федеральной почтовой службы по ХМАО-Югре, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (вх. N6322-ЭП/22 от 16.06.2022), в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка почтовых маркированных конвертов и марок (извещение N 0387300001422000014).
Заказчик неправомерно самостоятельно применил снижение цены контракта по товару почтовых марок, участник предполагал снижение цены только в отношении маркированных конвертов.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно частям 1-2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Ценовое предложение УФПС по ХМАО-Югре составило - 221 180,30 что ниже Н(М)ЦК на 11,7%.
31.05.2022 Заказчиком размещен проект контракта без своей подписи.
Комиссия Управления считает, что после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.
Указанный порядок пересчета цены Контракта отражен в письме ФАС России от 06.08.2018 N АЦ/61403/18, согласно которому в случае, если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара или этапа, рассчитанной при определении начальной (максимальной) цены контракта, при условии, что такая цена позиции товара или этапа была указана в документации о закупке.
Согласно письму Минфина от 22 мая 2020 N24-03-07/42712 по мнению Департамента, в случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов может пересчитываться заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара или этапа, рассчитанной при определении НМЦК, при условии, что такая цена позиции товара или этапа была указана в документации о закупке.
Полученная итоговая стоимость позиций товара, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.
Кроме того, согласно письму Минфина от 13 июля 2022 N24-06-06/67313 Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение УПФС Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 09.06.2022 N Ф86-16/361, направленное письмом ФАС России от 16.06.2022 N 28/57929/22, по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для. обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части правомерности действий заказчика при заключении контракта, сообщает следующее.
При этом, в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Предусмотренная подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, контракт по результатам проведения электронного запроса котировок заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. При этом, требование о пропорциональном снижении стоимости отдельной позиции товара, подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрено.
В соответствии с п. 5.1. Приказа Минсвязи РФ от 26 мая 1994 г. N 115 "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" управления Федеральной почтовой связи формируют заявки на получение от АО "Марка" знаков почтовой оплаты Российской Федерации с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей учреждений федеральной почтовой связи и населения.
В силу п. 5.3. Приказа Минсвязи РФ от 26 мая 1994 г. N 115 продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (п. 1.8).
Заявитель указал, что он не может снизить цену почтовых марок в виду приказа Министерства связи N115 от 26 мая 1994.
Вместе с тем данный приказ был предварительно известен УФПС по ХМАО-Югре до подачи заявки.
Как верно указано в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-18615/2015 от 25.04.2016 в точности отмечено судом первой инстанции, Положение N 115 предписывает осуществлять продажу знаков почтовой оплаты Российской Федерации строго по номинальной стоимости только определенному субъекту - учреждениями Федеральной почтовой связи. При этом в указанном Положении отсутствует запрет реализации почтовых марок иными лицами, в том числе и по цене ниже их номинальной стоимости.
Иными словами, невозможность снижения начальной (максимальной) цены контракта для ФГУП "Почта России" еще не свидетельствует об ограничении количества участников соответствующего аукциона.
Более того согласно материалам дела заказчику поступило 3 коммерческих предложения по техническому заданию данной закупки, причем 2 таких предложения от Общества с ограниченной ответственностью и Индивидуального предпринимателя.
Таким образом, поставка почтовых марок может осуществляться хозяйственными субъектами помимо ФГУП Почта России.
На основании вышеизложенного, Заказчиком правомерно применен процент снижения цены контракта по товару почтовые марки пропорционально общему проценту снижения цены контракта победителем закупки.
Иное действие внесло бы неопределенность во взаимоотношения заказчика и подрядчика и не соотносится с принципами законодательства о контрактной системе.
Относительно довода УФПС по ХМАО-Югре о неверном способе расчета НМЦК Комиссия Управления поясняет, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, обращение Управления Федеральной почтовой службы по ХМАО-Югре, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (вх. N6322-ЭП/22 от 16.06.2022) в части определения Н(М)ЦК направляется для рассмотрения по существу в Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона N 0387300001422000014 в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление логистики" нарушения ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
3. Перенаправить обращение Управления Федеральной почтовой службы по ХМАО-Югре в Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре в части рассмотрения довода о правомерности обоснования Н(М)ЦК.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Молостов С.М.
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 июля 2022 г. N 086/06/99-1065/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022