Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Компания "ЭЛИНА" на положение извещения о проведении электронного аукциона на приобретение игрового оборудования, плитки резиновой, бордюра резинового, ограждения для размещения на детских площадках в п. Струги Красные (номер извещения: 0157300018522000003), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.09.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ по поставке детского игрового оборудования (идентификационный номер: 1023-А-ГЗ) (номер извещения N 0157200000321000971).
Извещение N 0157200000321000971 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 07.07.2022 12:05.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 635 680,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.07.2022 13:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
14.07.2022 (вх.N692-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 21.07.2022 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N692-з от 14.07.2022).
В техническом задании указанные характеристики не соответствуют примененным ГОСТам, указанные требования в настоящей аукционной документации не обоснованы и ограничивают конкуренцию, что указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.N371 от 19.07.2022 года, в материалах дела):
При описании в документе "Техническое задание" объекта закупки заказчик указал те показатели характеристик товара и значения таких показателей, которые являются наиболее значимыми и определяющими для достижения цели закупки.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании были сформулированы требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (далее - Описание объекта закупки).
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о предоставлении заказчику права определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребность заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для них значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Пунктом 6.1. Технического задания (Описания объекта закупки) ударопоглащающее резиновое покрытие (резиновая плитка, бордюр резиновый) детских игровых площадок на основе резиновой крошки должно соответствовать требованиям:
ТР ЕАЭС 042/2017 г. "О безопасности оборудования для детских игровых площадок".
ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровой площадки ударопоглащающие". Требования безопасности методы испытаний";
ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование детских игровых площадок". Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования";
ГОСТ Р 58726-2019 Покрытия полимерные и резиновые плиточные. Технические условия;
ГОСТ 270-75 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении;
ГОСТ 20014-83 Резины пористые. Методы определения сопротивления сжатию;
ГОСТ 426-77 Резина. Метод определения сопротивления истиранию при скольжении.
Пунктом 8.3 Технического задания (Описания объекта закупки) установлено, что поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара, в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид товара и наличием сертификатов, обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя о не установлении требования о соответствии игрового оборудования ТР ЕАЭС 042/2017 и перечисленным в жалобе ГОСТам несостоятелен.
ГОСТ Р 52169-2012 пп.4.3.22.10 (Конструкцией защитного ограждения должна быть исключена возможность для детей стоять или сидеть на нем) предусмотрены требования безопасности к защитному ограждению оборудования.
При этом, как пояснил Заказчик боковые стойки качели А-образного вида не являются защитным ограждением, они являются боковой опорной стойкой с ребром жесткости. Побуждение ребенка взобраться на ребро жесткости боковой стойки качели является домыслом заявителя. Ссылка на данный пункт ГОСТа заявителем является не состоятельной.
Относительно закладных деталей опорных стоек, Заказчик указал на свою потребность и то, что данный метод широко используется многими производителями при строительстве детского и спортивного оборудования, и является одним из самых эффективных, что подтверждено практикой эксплуатации. Использование, со слов заявителя, несколькими производителями оцинкованных подпятников в своем производстве, не делает приоритетов в пользу выбора данного оборудования.
В Техническом задании отсутствует указание, что монтаж резиновой плитки и бордюра, при этом Заказчик указал в письменных пояснениях, что плитка резиновая и бордюр предполагается монтировать на другой спортивной площадке, с максимальной высотой падения не более 1-м.
Также Заказчик при рассмотрении жалобы пояснил, что информационный щит планируется приобретать и устанавливать не в рамках данного аукциона.
Относительно толщины фанеры Заказчик указал, что борта и перила лестницы должны быть выполнены из фанеры, толщиной 24 мм. Предложение Заявителя о выполнении бортов горки и перил лестницы из фанеры толщиной 21 мм, ухудшающим качество изделия, является не состоятельным, откровенной попыткой заявителя скорректировать ТЗ под параметры именно своего оборудования. Защитная перекладина устанавливается в соответствии с ГОСТ52168-2012.
При этом Заказчик пояснил, что выбор цвета обусловлена потребностью, тем, что это детская площадка, а детская площадка должна быть яркой. В законе нет прямого указания на срок эксплуатации в 7 лет. Большинство производителей предоставляют гарантийный срок эксплуатации в 5 лет, что соответствует законодательству РФ. Корректировка ТЗ под требования заявителя неправомерна. Так же если бы заявитель жалобы подал заявку с сроком эксплуатации в 7 лет, то комиссия не отклонила бы по данному параметру так как посчитала бы его улучшенной характеристикой.
Возражений и доводов об обратном Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Одновременно Комиссия отмечает, что в жалобе Заявителя содержаться ссылки на п.4 ст.50, п.1 ч.1 ст.13 Закона о контрактной системе в редакции Закона утратившей силу.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, п.п. 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "ЭЛИНА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 26 июля 2022 г. N 060/06/33-291/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022