Резолютивная часть решения оглашена "22" июля 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" июля 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (далее - Заказчик) - <_>,
ООО "Вымпел" (далее - Общество, Исполнитель) - <_>, <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства уклонения ООО "Вымпел" от заключения контракта на оказание услуг по проведению уборки зерновых культур урожая 2022 по итогам электронного аукциона N N0364100006822000023, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение от Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (вх. от 18.07.2022 N 243-ЭП/22) об уклонении от заключения контракта на оказание услуг по проведению уборки зерновых культур урожая 2022 года победителя электронного аукциона N0364100006822000023 ООО "Вымпел" (393450, Тамбовская обл., г Сампурский р-н, с. Сампур, ул. Тамбовская, дом 8, ИНН 6817004109).
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Представители Общества пояснили, что ООО "Вымпел" планировало оплатить обеспечение исполнения контракта в день подписания контракта. Однако, главный бухгалтер находился в отпуске, а генеральный директор ООО "Вымпел" 15.07.2022 обратился за медицинской помощью, в связи с чем контракт не был подписан в регламентированный срок.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств уклонения ООО "Вымпел" от заключения контракта на оказание услуг по проведению уборки зерновых культур урожая 2022 по итогам электронного аукциона N0364100006822000023 установила следующее.
Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" 29.06.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N0364100006822000023 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению уборки зерновых культур урожая 2022 (далее - Аукцион).
Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 224 667,40 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N23 (подрядчика, исполнителя) от 08.07.2022 победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 185, ООО "Вымпел", заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта - 951 304,02 руб.
Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч.3 ст.51, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в регламентированный срок - 09.07.2022 разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта для подписания его исполнителем.
Срок для подписания проекта контракта со стороны ООО "Вымпел" - с 11.07.2022 по 15.07.2022.
В срок, установленный ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе для подписания контракта, обществом с ограниченной ответственностью "Вымпел" не был подписан контракт в единой информационной системе в сфере закупок и не был размещен документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта.
В связи с тем, что ООО "Вымпел" в установленный законом срок не был подписан проект контракта, Заказчиком 18.07.2022 составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, который размещен в единой информационной системе в сфере закупок.
Тамбовское УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае действия комиссии Заказчика по признанию ООО "Вымпел"" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Вместе с тем, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от подписания государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате проверки обстоятельств уклонения ООО "Вектор" от заключения рассматриваемого контракта приходит к выводу, что сведения об Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате проверки обстоятельств уклонения ООО "Вымпел" от заключения рассматриваемого контракта приходит к выводу, что сведения об указанном Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию бюджетных денежных средств), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей в части заключения контракта на поставку требуемого товара для государственных нужд Заказчика.
Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
ООО "Вымпел" в материалы дела не представлено подтверждение объективной невозможности подписать в установленный Законом о контрактной системе срок и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Вина победителя рассматриваемой закупки состоит в том, что он не выполнил установленные ст. 51 Закона о контрактной системе требования и не предпринял зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение требований, установленных Законом о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" (393450, Тамбовская обл., г Сампурский р-н, с. Сампур, ул. Тамбовская, дом 8, ИНН 6817004109) и лица, исполняющего функции единоличного органа Общества - генерального директора Дубровина Вячеслава Юрьевича (ИНН: 771400168405), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Вымпел" и генерального директора Дубровина Вячеслава Юрьевича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "Вымпел" и генерального директора Дубровина Вячеслава Юрьевича из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Н.Е. Козлова |
Члены комиссии |
Т.В. Четверткова |
|
К.Д. Трушинская |
|
|
Исп. Трушинская К.Д, тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 июля 2022 г. N РНП-68-61/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022