Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 июля 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
руководитель комиссии - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей
прокуратуры Тамбовской области - <_>,
управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (далее - Заказчик, Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области) <_>
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), осуществив внеплановую проверку соблюдения Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200003022001392 "Корректировка территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализация ее электронной модели",
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение прокуратуры Тамбовской области (исх. от 05.07.2022 N 07-38-2022; вх. от 06.07.2022 N 8-ЭП/22) о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200003022001392 "Корректировка территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализация ее электронной модели".
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках предоставленных полномочий, рассмотрев представленные письменные пояснения Заказчика, материалы закупки, выслушав пояснения сторон, установила следующее.
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 16.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N N 0164200003022001392 "Корректировка территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализация ее электронной модели" (далее - Конкурс).
Заказчик - Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 433 334 руб.
На участие в данной закупке подано 3 заявки от участников с номерами 2, 4, 5 согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок в закупке N 0164200003022001392 от 01.06.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200003022001392 от 09.06.2022 по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе заявки с номерами 2, 4, 5 были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. Принято решение заключить контракт с участником закупки с номером заявки 4 (ООО "Эттон Груп") по предложенной цене контракта 4 321 000 руб. Снижение цены контракта составило 20,47 %.
По результатам открытого конкурса в электронной форме N 0164200003022001392 Заказчик заключил 22.06.2022 с ООО "Эттон Груп" контракт на корректировку территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализацию ее электронной модели по цене контракта 4 321 000 рублей.
1. В обращении прокуратура Тамбовской области указывает на наличие противоречий в установленных сроках выполнения работ в п. 1.2 проекта контракта, п. 1.6 Технического задания (приложение N 1 к контракту) с учетом срока для утверждения актуализированной Территориальной схемы и принятия нормативного акта (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Правила) (п. 3.2 проекта контракта).
По данному доводу Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная указанным Федеральный законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1.2 проекта контракта: "Срок выполнения Работ: со дня заключения контракта 160 календарных дней. Все работы выполняются в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту".
Согласно 1.6 Технического задания (приложение N 1 к контракту) установлены "Плановые сроки выполнения работ":
"Начало работ: дата заключения государственного контракта.
Окончание работ этапа 1: 30 календарных дней с даты заключения Государственного контракта.
Окончание работ этапа 2: 60 календарных дней с даты приемки работ этапа 1.
Окончание работ этапа 3: 50 календарных дней с даты приемки работ этапа 2.
Окончание работ этапа 4: 20 календарных дней с даты завершения общественного обсуждения".
Таким образом, суммарный срок выполнения работ составляет 160 календарных дней.
Раздел 6 Технического задания содержит "Календарный план выполнения работ", в соответствии с которым установлены сроки выполнения работ по каждому этапу, аналогичные срокам, указанным в п. 1.6 Технического задания.
Вместе с тем, согласно п. 3.2 проекта контракта: "Документ о приемке подписывается Заказчиком после утверждения актуализированной Территориальной схемы и принятия нормативного акта (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Правила).
Согласно п. 21 Правил срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган.
Согласно п. 25 Правил по результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости).
Согласно п. 26 Правил проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения: в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; в схему потоков отходов.
Таким образом, Заказчиком в рассматриваемой закупке при установлении срока выполнения работ по контракту не учтен срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы в соответствии с п. 21 Правил, что может привести к невыполнению работ в установленный срок 160 календарных дней.
Представитель Заказчика пояснил, что для выполнения работ за вычетом общественных обсуждений предусмотрено 160 календарных дней. Данный срок разбит на несколько этапов исполнения для того, чтобы осуществить дополнительный контроль исполнения. Срок исполнения по каждому этапу не является пресекательным, ввиду чего по каждому этапу Исполнитель имеет возможность предоставить отчетную документацию ранее указанного срока. В следствие того, что заведомо знать срок общественного обсуждения не представляется возможным 4 этап выполнения работ предусматривает выполнение работ после общественного обсуждения. В соответствии с чем приемка-передача выполненных работ по контракту будет осуществляться после прохождения всех этапов выполнения работ и общественного обсуждения проекта территориальной схемы.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика при описании объекта закупки в части установленного неисполнимого срока выполнения работ по контракту нарушают часть 3 статьи 7, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи обязательного к исполнению предписания об устранении нарушения в связи с заключением 22.06.2022 Заказчиком с ООО "Эттон Груп" государственного контракта по итогам закупки N 0164200003022001392.
2. В обращении прокуратура Тамбовской области указывает на следующие недостатки и противоречия в Техническом задании и проекте контракта:
2.1) противоречия в части очередности исполнения этапов проведения работ N 2 "Корректировка территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами" и этапа N 3 "Корректировка электронной модели территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами", поскольку в силу п. 3 Технического задания, п. 5 Правил электронная модель территориальной схемы обращения с отходами является одним из разделов территориальной схемы обращения с отходами, что создает предпосылки для невозможности осуществления приема-передачи результатов выполненных работ;
2.2) на включение в проект контракта и Техническое задание требований, не предусмотренных Правилами, а именно:
- сведений о качественных показателях источников образования отходов, которые не отражены в п. 6,7 Правил;
- п. 4.1.3.8 Технического задания в противоречие п. 12 Правил предусматривает включение в раздел 8 территориальной схемы следующих данных: "сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и (или) захоронения твердых коммунальных отходов; расчет оптимальных способов сбора и транспортировки отходов от мест их образования к местам назначения (перегрузки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения); расчет оптимальных мест размещения объектов, используемых для сбора обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов";
- п. 4.1.3.13 Технического задания устанавливает состав раздела 13 территориальной схемы "Электронная модель", предусматривающий вопреки Правилам наличие описания программы моделирования, ее структуры, алгоритмов, возможностей и ограничений при выполнении функций; описание процедуры ввода, обработки, анализа и предоставление данных в электронном модели и т.д.;
2.3) в п. 4.1.3.3 Технического задания отражены блоки (группы) наименований отходов производства и потребления, которые не соответствуют федеральному классификационному каталогу отходов;
2.4) на неисполнимость условий п. 5.1.9.1.2 Технического задания, согласно которому должен быть реализован учет обращения с отходами в соответствии с нормативами накопления отходов, определяемых в рамках настоящей работы с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, в следующих разрезах: ТКО; ОССиГ; отходы производства и потребления; иные виды отходов, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в то время как нормативы накопления установлены исключительно для твердых коммунальных отходов;
2.5) отсутствует исчерпывающие сведения о планируемых к выполнению работах и объектах, в отношении которых должны проводиться работы, в том числе не конкретизированы наименования региональных и федеральных информационных систем, взаимодействие с которыми должно быть обеспечено в рамках выполнения работ (абз. 15 раздела 5 Технического задания); не определен состав передаваемой информации, а также объем и характер информационного обмена с внешними информационными системами (абз. 19, 20 раздела 5 Технического задания); не отражены сведения об электронной модели территориальной схемы обращения с отходами в целом, разработанной на территории Тамбовской области, работы по актуализации которой запланированы в рамках государственного контракта, а также порядок предоставления доступа к ней.
Вышеуказанные доводы относятся к вопросам формирования начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемой закупке, обоснования потребности Заказчика в закупаемой услуге, а также обстоятельствам исполнения контракта и приемки по нему работ.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что из статьи 33 Закона о контрастной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, а именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, услугам так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.
Таким образом, Заказчику при формировании технического задания в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС отмечает, что на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о закупке. Указанное свидетельствует о наличии конкуренции при проведении данной закупки.
В ходе проведения Конкурса была достигнута экономия бюджетных средств (экономия составила 20,47 %), что соответствует принципам законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Поскольку соблюдение Заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок, материалы настоящего дела будут переданы в органы внутреннего финансового контроля для осуществления проверки действий Заказчика в части формирования начальной (максимальной) цены контракта по закупке N 0164200003022001392.
В силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению контракта, а также соблюдения условий контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ввиду чего указанные выше обстоятельства не рассматриваются Комиссией Тамбовского УФАС России из-за отсутствия полномочий по контролю за исполнением контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика - Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки N 0164200003022001392 в части установленного срока выполнения работ по контракту.
2. Предписание не выдавать в связи с заключением 22.06.2022 государственного контракта по итогам закупки N 0164200003022001392.
3. Передать материалы дела N 068/06/33-389/2022 на основании ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в Финансовое управление Тамбовской области по подведомственности для проверки формирования обоснования начальной (максимальной) цены контракта по закупке N0164200003022001392.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области.
Руководитель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
)8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 29 июля 2022 г. N 068/06/33-389/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022