Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" о включении сведений об ИП Карпове Г.Е. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск (извещение N 0320300031122000103).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения стороны, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320300031122000103 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2022 NИЭА1 победителем ИП Карпове Г.Е.
Между муниципальным казённым учреждением Уссурийского городского округа "Служба единого заказчика-застройщика" (далее - МКУ "СЕЗЗ", Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Карповым Георгием Евгеньевичем (далее - ИП Карпов Г.Е., Подрядчик) заключён Контракт от 14.06.2022 года N 152/103 на выполнение работ выполнить работы по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, в соответствии с "Описанием объекта закупки" (Приложение N 1 к Контракту), в сроки, установленные Графиком выполнения работ (Приложение N 4 к Контракту).
В соответствии с п. 1.2 Контракта, Сроки выполнения работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта составляет в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом работы по контракту должны быть выполнены и представлены к сдаче-приемке Заказчику в срок до 13.07.2022 года.
22.06.2022 года был составлен Акт осмотра объекта фактических выполненных работ по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск по Контракту 152/103 от 14.06.2022 года, по результатам обследования установлено, что подрядчик к работам не приступал.
Также 22.06.2022 года, в адрес МКУ "СЕЗЗ" поступило уведомление о невозможности исполнить обязательства по контракту от 14.06.2022 N 152/103 (письмо N 1 от 22.06.2022 года), в связи с тем, что рыночная стоимость материала отличается от сметного и просьбой расторгнуть контракт.
Руководствуясь пунктом 10.2 Контракта, частью 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пояснениям ИП Карпова Г.Е. в, после заключения контракта обстоятельства существенно изменились по объективным и не зависящим от подрядчика причинам, а именно: цена на продукцию сильно изменилась, более того исполнителю сообщили об отсутствии данной плитки и срок ее поставки более одного месяца.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2017 года по делу А55-6562/2018 к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.
Кроме того, следует отметить, что на основании абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, увеличение цен на ту или иную продукцию не может являться обстоятельством непреодолимой силы и свидетельствовать о невозможности исполнить контракт на заранее определенных условиях.
Комиссией Приморского УФАС России было установлено, что информация об объеме выполнения работ, сроках их выполнения, требования к выполнению работ, требования к качественным характеристикам выполнения работ, требования к безопасности выполняемых работ, а также иную информацию, необходимую для исполнения обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что аукционная документация с описанием объемов, характером и сроков работ была опубликована на официальном сайте Единой информационной системы заблаговременно и у участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами контракт в срок в полном объеме.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, индивидуальный предприниматель несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при заключении контракта и его исполнении.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому Поставщик, принимая решение о заключении государственного контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как индивидуальный предприниматель не предпринял действий для надлежащего исполнения контракта в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.07.2022 |
18.07. |
18.07. |
0 |
19.07. |
26.07. |
25.07. |
0 |
28.07. |
26.07. |
0 |
0 |
Включить сведения об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ КАРПОВЕ ГЕОРГИИ ЕВГЕНЬЕВИЧЕ (ИНН: 251111482694; ОГРНИП: 321253600083000; адрес: ул. Стаханова, д. 36а, кв. 37, г. Уссурийск, Приморский край, 692502) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ИП Карпове Г. Е. в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет", в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тактильной плитки по адресу: Приморский край, г. Уссурийск (извещение N 0320300031122000103).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 25 июля 2022 г. N 25-185/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022