На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 21.07.2022 года N 328, на основании обращения заказчика Управление имущественных отношений Брянской области (вх. 5774 от 21.07.2022 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"_____."
в присутствии:
"____" - учредителя ООО "Аниверсал", действующего на основании решения N 5 от 05.07.2020 года о продлении полномочий Директора ООО "Аниверсал";
"_____" - представителя Управление имущественных отношений Брянской области, действующего на основании доверенности N 33-9048 от 25.07.2022 года;
"___.." - представителя Управление имущественных отношений Брянской области, действующего на основании доверенности N 33-9054 от 25.07.2022 года;
"____." - представителя Управление имущественных отношений Брянской области, действующего на основании доверенности N 33-9047 от 25.07.2022 года;
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области по факту уклонения ООО "Аниверсал" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона за N 0127200000222003724, предметом которого является оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков, установила следующее:
1) 29.06.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 121 100,00 рублей.
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 6) ООО "Аниверсал" с ценой контракта 85 981,00 рублей.
4) 12.07.2022 года заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Аниверсал".
5) Регламентированный срок подписания ООО "Аниверсал" проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 20.07.2022 г.
6) 19.07.2022 года победителем ООО "Аниверсал" в единой информационной системе в сфере закупок размещен подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Аниверсал" проект контракта, а также информацию, предусмотренную положениями ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, подтверждающую добросовестность участника закупки ООО "Аниверсал".
7) 20.07.2022 года заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области сформирован и размещен в единой информационной системе в сфере закупок протокол о признании победителя проводимого электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением требований ч. 5 ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно: по факту представления и информации, подтверждающей добросовестность участника закупки ООО "Аниверсал" не соответствующей требованиям ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.
До рассмотрения обращения заказчика поступили письменные пояснения ООО "Аниверсал" (вх. N 5868 от 26.07.2022 года) согласно которым, у ООО "Аниверсал" имелись намерения по заключению контракта на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724 что подтверждается размещением в единой информационной системе в сфере закупок, в регламентированный срок, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Аниверсал" проекта контракта. Указание реестровых записей контрактов в качестве информации, подтверждающей добросовестность ООО "Аниверсал", не соответствующих требованиям ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе произошло вследствие технической ошибки. Кроме того, узнав о допущенной ошибке, после регламентированного срока, 21.07.2022 года ООО "Аниверсал" направлены на расчетный счет заказчика Управление имущественных отношений Брянской области денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 60 от 21.07.2022 года.
Изучив представленные документы, заслушав представителя победителя, представителей заказчика, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Действия заказчика Управление имущественных отношений Брянской области при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
Заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области не нарушены требования части 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которым, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области правомерно принято решение о признании победителя аукциона в электронной форме за N 0127200000222003724 ООО "Аниверсал" уклонившимся от заключения контракта на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 6) ООО "Аниверсал" с ценой контракта 85 981,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724 "размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта".
Способ обеспечения исполнения государственного контракта (независимая гарантия или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет) определяется участником электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт, самостоятельно. Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. Требования об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 Закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае: - если участник закупки, с которым заключается контракт, является казенным учреждением. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за N 0127200000222003724 установлено требование о предоставлении победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств, независимой гарантии или предоставлением таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При этом, согласно положениям ч. 5 ст. 37 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, победителю электронного аукциона, участнику закупки ООО "Аниверсал" надлежало в срок до 23 часов 59 минут 20.07.2022 года, направить в адрес оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Аниверсал", а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо информацию, содержащуюся в реестре контрактов.
Так, согласно имеющейся информации победителем ООО "Аниверсал" 19.07.2022 года направлен в адрес оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Аниверсал", а также представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки ООО "Аниверсал", а именно информация, содержащаяся в реестре контрактов.
Так, победителем ООО "Аниверсал" в подтверждение добросовестности представлены следующие реестровые номера контрактов: 3325051256821000036, 3402300554921000017, 34023005549221000018.
Однако, при обозрении вышеназванной информации, установлено, что контракты за N 3402300554921000017, 34023005549221000018 исполнены победителем ООО "Аниверсал" с применением неустоек (штрафов, пени), и как следствие не могут рассматриваться как информация, подтверждающая добросовестность участника закупки ООО "Аниверсал".
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Аниверсал" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу, что оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Аниверсал" не имеется, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от заключения контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Так, при проведении проверки, изучении информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность участника закупки выявлены доказательства, подтверждающие намерения победителя ООО "Аниверсал" заключить контракт на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724, а именно ООО "Аниверсал" в установленный Законом о контрактной системе срок размещен в единой информационной системе в сфере закупок подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Аниверсал" проект контракта, что свидетельствует о намерении заключить контракт и об отсутствии умышленного недобросовестного намерения участника закупки уклонится от заключения вышеназванного контракта.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя электронного аукциона на оказание кадастровых услуг по выносу поворотных точек границ 176 земельных участков и закреплению в натуре границ земельных участков за N 0127200000222003724 ООО "Аниверсал" от заключения контракта. Указанные обстоятельства исключают признание ООО "Аниверсал" недобросовестным поставщиком.
2. Заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: "Требования к участникам - Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ", однако Закон о контрактной системе указывает на то, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, а именно требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а не отсылку на статью Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Сведения в отношении ООО "Аниверсал" ("____") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Управление имущественных отношений Брянской области нарушения требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку поданные заявки участников проводимой закупки за N 0127200000222003724 содержат декларации о соответствии таких участников требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, принято решение по данной закупке предписание не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____"
Члены инспекции "____.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 27 июля 2022 г. N РНП-32-704
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022