На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 21.07.2022 года N 329, на основании обращения заказчика Администрация Брасовского района (вх. N 5788 от 21.07.2022 года) о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"____."
в отсутствие:
надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения обращения представителей: ИП "_____"
в присутствии:
"____." - представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности N 30 от 25.07.2022 года,
"____.." - представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности N 31 от 25.07.2022 года,
"____.." -представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующей на основании доверенности N 6 от 21.03.2022 года,
в результате рассмотрения обращения заказчика Администрация Брасовского района о включении сведений в отношении ИП "____.." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Администрация Брасовского района, уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области требований Закон о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576,
установила:
1) 04.04.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576.
2) Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 842 162,27 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000222001576 подано две заявки.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2022 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 1 (ИП "____.."), предложивший цену контракта 2 415 837,76 рубля.
5) 26.04.2022 года между заказчиком Администрация Брасовского района и подрядчиком ИП "____.." заключён муниципальный контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576_78414.
В соответствии с п.1.1 муниципального контракта подрядчику поручается выполнить ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области.
Согласно п. 5.1 муниципального контракта срок выполнения работ определен сторонами в один этап: начало выполнения работ: 16 мая 2022 года; окончание работ: 20 июня 2022 года.
6) 20.05.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района составлен акт проверки проведения работ по организации исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414, согласно которому комиссией заказчика установлено, что подрядчик отсутствует на месте выполнения работ и к выполнению работ в указанный срок не приступил.
7) 24.05.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района в адрес подрядчика ИП "____.." посредством электронной почты по адресу: "____.." направлено письмо с просьбой указать полный почтовый адрес.
8) 25.05.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района в адрес подрядчика ИП "____.." посредством почтовой связи по адресу: "____.." направлено письмо (исх. 1172 от 24.05.2022 года), согласно которому заказчик просит подрядчика приступить к выполнению работ по контракту в кратчайшие сроки.
9) 01.06.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района в адрес подрядчика ИП "____.." посредством электронной почты по адресу: "____.." направлено с письмо уведомлением о том, что работы на объекте подрядчиком не выполняются и просьбой незамедлительно приступить к исполнению контракта.
10) 02.06.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района составлен акт проверки проведения работ по организации исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414, согласно которому комиссией заказчика установлено, что подрядчик отсутствует на месте выполнения работ и к выполнению работ в указанный срок не приступил.
11) 19.06.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района составлен акт проверки проведения работ по организации исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414, согласно которому по состоянию на 19.06.2022 года работы на объекте подрядчиком не выполнены.
12) 20.06.2022 года заказчиком Администрация Брасовского района принято решение об односторонем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414.
В основу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта положено то, что работы подрядчиком на объекте не выполнены, подрядчик отсутствует на месте выполнения работ и к их выполнению не преступил.
Указанное решение 20.06.2022 года размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и 21.06.2022 года направлено в адрес подрядчика ИП "____.." посредством почтовой связи по адресу: "____..".
Учитывая, что письмо подрядчиком получено 19.07.2022 года, т. е. позднее 15-дневного срока надлежащего уведомления, предусмотренного Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то:
- 05.07.2022 года считается датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об отказе от исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414,
- 18.07.2022 года решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вступило в законную силу, контракт за N 0127200000222001576_78414 считается расторгнутым
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Администрация Брасовского района правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576_78414 от 26.04.2022 года, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющими вправо заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, это предусмотрено пунктами 17.1, 17.2. муниципального контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта".
- п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, так:
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576_78414 от 20.06.2022 года:
- размещено в единой информационной системе в сфере закупок 20.06.2022 г.
- направлено 21.06.2022 года в адрес подрядчика ИП "____.." посредством почтовой связи по адресу: "____.."
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пп. "в" п. 3 ч. 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта
Поскольку письмо с решением об односторонем отказе заказчика от исполнения контракта подрядчиком получено 19.07.2022 года, т. е. позднее 15-дневного срока надлежащего уведомления, предусмотренного Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то:
- 05.07.2022 года считается датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об отказе от исполнения муниципального контракта за N 0127200000222001576_78414,
- 18.07.2022 года решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вступило в законную силу, контракт за N 0127200000222001576_78414 считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП Арушанян Л.М. в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Администрация Брасовского района в рамках заключенного контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области за N 0127200000222001576_78414 от 26.04.2022 года недобросовестного поведения подрядчика ИП "____.."
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктов 17.1, 17.2. муниципального контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта".
В рассматриваемом случае в основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено то, что установленные контрактом работы подрядчиком ИП "____.." не выполнены.
В соответствии с п.1.1 муниципального контракта подрядчику поручается выполнить ремонт автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области.
Согласно п. 5.1 муниципального контракта срок выполнения работ определен сторонами в один этап: начало выполнения работ: 16 мая 2022 года; окончание работ: 20 июня 2022 года.
Заключённый договор по своей правовой природе, согласно ч. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации является договором подряда, - так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В рамках рассмотрения обращения установлено, что подрядчиком ИП "____.." работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области не выполнены, что противоречит условиям контракта, объективных причин и обстоятельств, препятствующих ИП "____.." выполнить установленные муниципальным контрактом работы подрядчиком ни в адрес заказчика, ни в адрес Брянского УФАС России не представлено, на заседание инспекции Брянского УФАС России подрядчик не явился (посредством видеоконференции связи также не подключился - надлежаще уведомлен), письменных пояснений не представил.
Для включения ИП "____.." в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства недобросовестного исполнения ИП "____.." условий контракта, но и доказательства такого недобросовестного поведения.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, учитывая то, что подрядчиком работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Пушкинская от д.2а до д.36 (ремонт тротуара) в рп Локоть Брасовского района Брянской области не выполнены, объективные причины невыполнения работ в материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены. Указанные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение ИП "____..". и свидетельствуют о признании ИП "____.." недобросовестным поставщиком.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
2.1 Заказчиком Администрация Брасовского района нарушены положения ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе (в редакции Закона о контрактной системе, действующей на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта), согласно которым заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, поскольку обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков направлено заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок позднее, установленного Законом о контрактной системе срока.
Согласно ч. 16 ст. 95 Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, 18.07.2022 года решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вступило в законную силу, контракт считается расторгнутым, следовательно, следуя положениям Закона о контрактной системе, заказчику надлежало направить обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок позднее 20.07.2022 года, однако такое обращение направлено заказчиком 21.07.2022 года.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2 Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: "Требования к участникам - Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ", однако Закон о контрактной системе указывает на то, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, а именно требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а не отсылку на статью Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3 Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в п. 8.6 муниципального контракта установлено, что подрядчик обязан обеспечить и содержать за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества и строящихся сооружений, необходимых для выполнения работ, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ИП "____.." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в отношении ИП "____.." в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Брасовского района нарушения п.12 ч.1 ст. 42, ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 104, ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
4. Поскольку контракт по итогам осуществляемой закупки заключён, принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы обращения соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____.."
Члены инспекции "____.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 28 июля 2022 г. N РНП 32-705
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022