Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.07.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
Члены Комиссии: "..."; "...",
в отсутствии представителей ОГБУЗ "Тулунская ГБ" (далее - заказчик);
в отсутствии представителей ООО "Компания Н. В. П" (далее - общество, заявитель, участник закупки),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка расходных материалов для КДЛ", извещение N 0334300125522000128 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 12 июля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300125522000128, а также Документация об электронном аукционе "Поставка расходных материалов для КДЛ" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 80 568 руб. 00 коп.
На участие в указанном электронном аукционе подано 5 заявок.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.
Статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное, В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона
Правовым актом, устанавливающим запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, является Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Комиссией установлено, что техническим заданием заказчика предусмотрена закупка товара - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом в количестве 10800 штук с классификатором позиции с кодом 32.50.50.000.
В соответствии с примечанием к перечню N 1 Постановления N 102 при применении перечня N 1 следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1190-ст "О принятии и введении в действие Изменения 33/2018 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" код 32.50.50.000 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие) был аннулирован.
Изменение 33/2018 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) подлежит применению с даты введения в действие - с 01 марта 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01 января 2019 г.
В перечень N 1 Постановления N 102 пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови включены под кодом ОКПД 2 32.50.13.190.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив представленные материалы дела, доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установила, что в извещении о закупке заказчиком указан недействующий код ОКПД 2 приобретаемого товара, тогда как наименование закупаемого медицинского изделия подпадает под действие ограничений, установленных постановлением N 102
Из указанного обстоятельства Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, а также о наличии необходимости установления в аукционной документации ограничений, предусмотренных постановлением N 102.
К аналогичным доводам пришел Верховный Суд РФ в Определении от 14 июня 2022 г. N 305-ЭС22-8444. Отказывая учреждению в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, Верховный суд поддержал вышеуказанную позицию, изложеную в постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.02.2022 по делу N А40-12137/2021.
Следовательно, учреждением допущено нарушение положений части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку в извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе, размещенном 12 июля 2022, не была указана информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Выявленное в действиях заказчика нарушение Федерального закона N 44-ФЗ свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Н. П. В" обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022