На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении администрации МО Крымский район при проведении МКУ "Уполномоченное учреждение в сфере закупок" МО Крымский район электронных аукционов: "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в муниципальную собственность муниципального образования Крымский район" (извещения N 0818600004022000122, N 0818600004022000123, N 0818600004022000117, N 0818600004022000169, N 0818600004022000168, N 0818600004022000167, N 0818600004022000166), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили материалы из Крымской межрайонной прокуратуры о нарушении Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен, "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Уполномоченное учреждение в сфере закупок" МО Крымский район размещены извещения на проведение закупок (электронные аукционы):
"Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в муниципальную собственность муниципального образования Крымский район" (извещения N 0818600004022000122, N 0818600004022000123, N 0818600004022000117, N 0818600004022000169, N 0818600004022000168, N 0818600004022000167, N 0818600004022000166)
Начальная (максимальная) цена каждого контракта - 2 692 371,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прикреплённых документов: "Обоснование НМЦК.docx", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.docx", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению.docx".
Файлы "Описание объекта закупки.docx" по закупкам с извещениями: N 0818600004022000122, N 0818600004022000123, N 0818600004022000117 содержат основные требования к жилому помещению:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя |
Описание, значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.
|
Жилое помещение
|
шт.
|
1
|
1.Объем закупки |
Жилое помещение (квартира) |
2.Местоположение приобретаемого жилого помещения |
Указать адрес: Краснодарский край, Крымский район |
||||
3. Основные требования к жилому помещению |
1. Жилое помещение (квартира), приобретаемое на рынке недвижимости, общей площадью не менее 33 кв.метров, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находиться в технически исправном состоянии. Завершение строительства жилого здания и ввод объекта в эксплуатацию не ранее 2020 года.
Этаж: любой, кроме подвального, цокольного или мансардного. |
Файлы "Описание объекта закупки.docx" по закупкам с извещениями: N 0818600004022000169, N 0818600004022000168, N0818600004022000167, N0818600004022000166 содержат основные требования к жилому помещению:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя |
Описание, значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.
|
Жилое помещение
|
шт.
|
1
|
1.Объем закупки |
Жилое помещение (квартира) |
2.Местоположение приобретаемого жилого помещения |
Указать адрес: Краснодарский край, Крымский район |
||||
3. Основные требования к жилому помещению |
1. Жилое помещение (квартира), приобретаемое на рынке недвижимости, общей площадью не менее 33 кв.метров, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находиться в технически исправном состоянии. Завершение строительства жилого здания и ввод объекта в эксплуатацию не ранее 1990 года.
Этаж: любой, кроме подвального, цокольного или мансардного. |
Согласно "Описанию объектов закупки" основным требованием к жилому помещению - квартире является - "Завершение строительства жилого здания и ввод объекта в эксплуатацию не ранее 1990 года", "Завершение строительства жилого здания и ввод объекта в эксплуатацию не ранее 2020 года".
Следовательно, довод Крымской межрайонной прокуратуры со ссылкой на письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19 о том, что покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем необоснована. Закупки проводятся в 2022 г.
В данном случае, при описании объекта закупки в документации заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.
Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства объекта закупки исходя из собственных нужд, в наибольшей степени удовлетворяющих своим потребностям.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-1485/2015 от 15.10.2015, определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2016 по делу N310-КГ16-4354 (А32-10818/2014).
Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Вместе с тем, в соответствии с п.1) ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее- Закон N159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, согласно п. 7 ст. 8 Закона N159-ФЗ по договорам найма специализированных; жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 26.05.2009 N 1748- КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края N 1748-КЗ) Детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с ч. 4 Закона Краснодарского края N1748-КЗ по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.
На основании изложенного, объектом рассматриваемой закупки по приобретению благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, вопреки требованиям муниципального заказчика, может быть не только квартира, но и жилой дом.
Установленное заказчиком в требование к приобретаемому жилому помещению (только квартира) в рамках рассматриваемой закупки противоречит нормам действующего законодательства и ограничивает количество участников электронного аукциона.
Таким образом, Заказчиком при установлении требований в "Описании объекта закупки" нарушены положения п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно информации размещенной в Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru на участие в закупках (извещения N 0818600004022000122, N 0818600004022000123, N 0818600004022000117, N 0818600004022000169, N 0818600004022000168, N 0818600004022000167, N 0818600004022000166) не подано ни одной заявки.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях администрации МО Крымский район установлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что на участие в закупках не подано ни одной заявки Заказчику - администрации МО Крымский район, уполномоченному органу - МКУ "Уполномоченное учреждение в сфере закупок" МО Крымский район (комиссии) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 июля 2022 г. N ВП-252/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022