Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
при участии:
<__.>. - представителя заявителя, по доверенности;
<__.> - представителя заказчика, по доверенности,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Алнико" (ИНН: 7715575722) на действия заказчика - ГКУ "Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса "Система управления очередью" и выполнение работ по его внедрению, начальная (максимальная) цена контракта - 2 844 250,00 рублей (извещение N 0190200000322007773), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 4379 от 18.07.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения об осуществлении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) дата и время начала срока подачи заявок - 30.06.2022 13:27 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 19.07.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 19.07.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.07.2022.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации установлено незаконное ограничение на использование эквивалента. Заказчик закупает не только программное обеспечение, но и оборудование. Таким образом включив запрет на эквивалент в программном обеспечении, Заказчик ограничивает конкуренцию и в оборудовании.
На всё оборудование, указанное в описании объекта закупки, имеется свой номер КТРУ. Таким образом, Заказчик обязан был использовать обязательные характеристики из КТРУ, а к дополнительным предоставлять обоснование, что Заказчик не сделал.
Ситуация, возникшая в рамках рассматриваемой закупки, необоснованно ограничивает конкуренцию и нарушает пп.1 п.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Из возражений заказчика на жалобу следует, что целью данной закупки является приобретение товара, который будет являться совместимым с имеющимся у Заказчика оборудованием для достижения целей, указанных в разделе 2 Технического задания.
Указанное в техническом задании программное обеспечение, не является операционной системой. Сравнение с обычными офисными персональными компьютерами, работающими под управлением различных ОС, не является корректным.
Программно-аппаратный комплекс по своей сути является взаимосвязанной системой, в которой программное обеспечение и оборудование функционируют исключительно в комплексе. Для достижения целей, прописанных в ТЗ, являющихся объектом закупки, разделение комплекса на составляющие не представляется возможным. Закупка является именно комплексной, для удовлетворения нужд заказчика необходима поставка уникального оборудования, совместимого с уникальным программным обеспечением, и, кроме того, требуются услуги по монтажу оборудования и настройке программного обеспечения.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Указанные ограничения определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ Минфина России N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования КТРУ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Рассмотрев довод заявителя об установленном в извещении об осуществлении закупки незаконного ограничении на использование эквивалента, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчиком в Приложении N1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" установлены требования к закупаемому товару на поставку программно-аппаратного комплекса "Система управления очередью" и выполнение работ по его внедрению.
В спецификации поставляемого ПО и оборудования в Техническом задании на поставку программно-аппаратного комплекса "Система управления очередью" и выполнение работ по его внедрению установлено, что эквивалент недопустим ввиду необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с уже используемым Заказчиком программным обеспечением СУО "ДАМАСК".
Как установлено на заседании Комиссии управления заказчик закупает не только программное обеспечение, но и оборудование. Закупаемое заказчиком оборудование отнесено к коду ОКПД2: 26.20.30.000 - Устройства автоматической обработки данных прочие. Таким образом включив запрет на эквивалент в программном обеспечении, Заказчик ограничивает конкуренцию и в оборудовании.
Представитель заказчика на заседании Комиссии сообщил, что программно-аппаратный комплекс по своей сути является взаимосвязанной системой, в которой программное обеспечение и оборудование функционируют исключительно в комплексе. Для достижения целей, прописанных в ТЗ, являющихся объектом закупки, разделение комплекса на составляющие не представляется возможным. Закупка является именно комплексной, для удовлетворения нужд заказчика необходима поставка уникального оборудования, совместимого с уникальным программным обеспечением, и, кроме того, требуются услуги по монтажу оборудования и настройке программного обеспечения.
Вместе с тем доказательств уникальности программного оборудования и других подтверждающих документов на заседание Комиссии управления заказчиком не представлено.
Представитель заявителя на заседании Комиссии сообщил, что сам является производителем информационных терминалов и разработчиком программного обеспечения. Указанная заказчиком программа является самостоятельным товаром. Исходя из формулировок технического задания, программное обеспечение должно быть установлено на терминал и обеспечивать дополнительные режимы работы. Заявитель может предложить к поставке эквивалент программного обеспечения и оборудования.
Заявитель принимает участие в аукционах на поставку оборудования и программного обеспечения электронной очереди. Для участия в данной закупке заявитель обратился к производителю указанного программного обеспечения "ДАМАСК" с вопросом продать данную систему, на что был получен ответ, что проект закреплен за ООО "КПД" и система не продается.
Изучив извещение о проведении электронного аукциона, а также прилагаемые документы, Комиссия управления установила, что при формировании описания объекта закупки заказчиком необоснованно установлен запрет на эквивалент в программном обеспечении, тем самым действия заказчика ограничивают конкуренцию и нарушают требования пп.1 п.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Рассмотрев довод заявителя о необходимости использования для оборудования обязательных характеристик из КТРУ, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России сообщает следующее.
Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2: или код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определён код ОКПД2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения.
Как установлено на заседании Комиссии управления закупаемое заказчиком оборудование отнесено к коду ОКПД2: 26.20.30.000 - Устройства автоматической обработки данных прочие.
В КТРУ содержится позиция 26.20.30.000-00000001 "Устройства автоматической обработки данных прочие", обязательное применение которой начинается с 01.01.2023 г.
Вместе с тем, в данной позиции КТРУ отсутствует описание товара. Следовательно, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы и информацию, признала их достаточными в части обоснования потребности Заказчика в закупке оборудования программно-аппаратного комплекса.
Довод жалобы заявителя в указанной части признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушением ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения в действиях заказчика, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алнико" (ИНН: 7715575722) на действия заказчика - ГКУ "Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса "Система управления очередью" и выполнение работ по его внедрению, начальная (максимальная) цена контракта - 2 844 250,00 рублей (извещение N 0190200000322007773), обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать законного представителя заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за утверждение документации закупка N 0190200000322007773 о необходимости представить в срок до 05.08.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 12.08.2022 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 июля 2022 г. N 089/06/33-615/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022