Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганское УФАС России) в составе: Заместитель Председателя комиссии - А.В. Иванова - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены комиссии: И.М. Стрижова - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, М.П. Чеботина - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" (далее - ГБУ "КОДКБ им. Красного Креста", Заказчик) - Журавкиной Е.М. (доверенность б/н от 27.04.2022 г.), Комогорова В.О. (доверенность б/н от 27.04.2022 г.),
в целях исполнения поручения ФАС России о проведении внеплановых проверок (вх. N 2596 от 30.06.2022 г.) на основании обращения ООО "ТИТАНБИО", на предмет соблюдения ГБУ "КОДКБ им. Красного Креста" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (порт-систем) (извещение N 0343200020121000216),
на основании Приказа Курганского УФАС России от 12.07.2022 г. N 71 "О проведении внеплановой камеральной проверки", проведена внеплановая камеральная проверка в отношении Заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" (ИНН 4501024659, КПП 450101001, ОГРН 1034500011798, адрес: 640008, г. Курган, пр-т Конституции, 38), проверка начата "12" июля 2022 года, окончена "20" июля 2022 года,
Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - постановление Правительства РФ N 1576),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Курганского УФАС России поступило поручение ФАС России о проведении внеплановых проверок (вх. N 2596 от 30.06.2022 г.), на предмет соблюдения ГБУ "КОДКБ им. Красного Креста" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (порт-систем) (извещение N 0343200020121000216).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в результате осуществления внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
01.11.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (порт-систем) (извещение N 0343200020121000216).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 191 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком является ГБУ "КОДКБ им. Красного Креста".
Из доводов обращения ООО "ТИТАНБИО" следует, что заказчиком неправомерно при описании объекта закупки было включено требование к корпусу имплантируемого порта в виде материала полисульфона или полиоксиметилена. Данная характеристики исключает возможность поставки товара отечественного производителя MYPORT, поскольку корпус порта данного товара состоит из титана.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки). В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки). Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
При установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В связи с чем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики использования медицинских изделий, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При описании характеристик медицинских изделий Заказчик руководствовался своей потребностью в них, опытом врачей, необходимостью достижения терапевтического эффекта и исключения негативных реакций организма пациента, отрицательных последствий после медицинских вмешательств.
Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки).
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (в редакции от 02.07.2021 г. на момент размещения закупки).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в редакции от 28.08.2021 г. на момент размещения закупки).
В соответствии с пунктом 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (в редакции от 28.08.2021 г. на момент размещения закупки).
Согласно пункту 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (в редакции от 28.08.2021 г. на момент размещения закупки).
При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (в редакции от 28.08.2021 г. на момент размещения закупки).
Согласно извещению об осуществлении закупки к поставке необходимы медицинские изделия (порт-системы).
Требования к поставляемым расходным материалам установлены в Техническом задании.
Согласно извещению, Заказчиком установлен код КТРУ 32.50.50.190-00000977 - "Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый".
По сведениям из каталога товаров, работ, услуг, размещенного в ЕИС, по коду КТРУ 32.50.50.190-00000977 характеристики товара не установлены, в связи с чем, Заказчик установил значимые для него требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам медицинского изделия исходя из своих потребностей.
При этом, Заказчиком включена, в том числе, следующая дополнительная характеристика, требование к наличию которой предъявляется к закупаемому товару: материал порта - "корпус из полисульфона или полиоксиметилена, дно стенки камеры титановое".
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что обоснованием включения данной дополнительной характеристики к закупаемому товару обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий, недопущением возникновения минимального риска возникновения негативных последствий при введении имплантационного порта в детский организм, а также с удобством введением лекарственных средств детям.
Кроме того, представители Заказчика пояснили Комиссии Курганского УФАС России о том, что по данному электронному аукциону закупались порт-системы с исключительным размером 5F. Катетеры размером 5F необходимы для имплантации детям в возрасте от 3 до 11 лет (согласно федеральным клиническим рекомендациям по венозному доступу у детей, представленных в материалы дела).
Также представители Заказчика пояснили, что на официальном сайте производителя ООО "ТИТАНБИО" указаны размеры производимых порт-систем с катетерами диаметра трех размеров - 4,5F, 6F, 8F.
Вместе с тем, необходимого для Заказчика размера катетера - 5F на сайте производителя MYPORT не представлено. В качестве подтверждение данного факта в материалы дела приобщена распечатка с сайта MYPORT.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что включение указанной дополнительной характеристики связано с особенностями работы с пациентами детского возраста, что указывает на потребность Заказчика в закупаемом товаре именно с материалом корпуса порта "полисульфона" или "полиоксиметилен".
На основании всего вышеизложенного, изучив все представленные документы, а также сведения (информацию), размещенные на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд - www.zakupki.gov.ru, руководствуясь подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
В результате проведения внеплановой камеральной проверки в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" наращений законодательства о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________/ А. В. Иванова |
Члены комиссии: |
|
|
_________________/ М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 20 июля 2022 г. N 34 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - контрактная система в сфере закупок - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022