Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Комитет по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Высокое качество медицинской техники":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9099 от 14.07.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку аппаратов рентгеновских маммографических цифровых
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 165 000 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно первому доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено извещение об осуществлении закупки. В частности, описание объекта закупки составлено в нарушение Закона о контрактной системе. В доводах жалобы Заявитель просит обратить внимание Комиссии на положения извещения об осуществлении закупки, в соответствии с которыми код позиции КТРУ, содержащийся в печатной версии извещения, не соответствует коду, указанному в описании объекта закупки.
Комиссия установила, что объектом закупки является поставка аппаратов рентгеновских маммографических цифровых. Извещением об осуществлении закупки предусмотрен код КТРУ - 26.60.11.113-00000089 (Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая). Описанием объекта закупки, являющегося приложением к извещению об осуществлении закупки также определен объект закупки - Аппарат рентгеновский маммографический цифровой (КТРУ: 26.60.11.113-00000089 Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение); документации о закупке реестре контрактов, заключенных заказчиками.
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)
Исходя из того, что печатная версия извещения об осуществлении закупки и описание объекта закупки содержат один и тот же код каталога товаров, работ, услуг Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы Заявителем также оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части наличия разночтений в извещении об осуществлении закупки.
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии, что Заказчиком в печатной версии извещения в графе "Требования к гарантии качества товара, работы, услуги" не предусмотрены требования к гарантии качества товара, работы, услуги. При этом в разделе "Дополнительная информация" определены те самые требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а именно:
"Срок предоставления гарантии на товар: не менее 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. (Установлено в соответствии с ч.4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Обеспечение гарантийных обязательств: Требуется обеспечение гарантийных обязательств. Размер обеспечения гарантийных обязательств: 825 000.00 Российский рубль. Порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, требования к обеспечению: В соответствии со статьей 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и положениями проекта контракта. Платежные реквизиты "Номер расчетного счета" 03222643410000004500. "Номер лицевого счета" 06017986003. "БИК" 014106101. "Наименование кредитной организации" Управление федерального казначейства по Ленинградской области. "Номер корреспондентского счета" 40102810745370000006".
Рассмотрев положения извещения об осуществлении закупки, Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений Закона о контратакой системе.
В третьем доводе жалобы Заявитель также обращает внимание Комиссии на положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащей начальной (максимальной) цены контракта. По мнению Заявителя, сформированная завышенная начальная (максимальная) цена контракта, ограничивает конкуренцию и значительно повышает цену контракта, что приводит неэффективному расходованию бюджетных средств.
Комиссия не рассматривает указанный довод Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России не уполномочена рассматривать способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе внеплановой проверки Комиссией было установлено, что описание объекта закупки содержит требования к поставляемым товарам (Приложение N 1)
Так, согласно описанию объекта закупки:
"Аппарат рентгеновский маммографический цифровой (КТРУ: 26.60.11.113-00000089 Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая)
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Автоматизированное рабочее место врача-маммолога |
Да |
|
Максимальное анодное напряжение не менее |
|
Киловольт |
Максимальный анодный ток, не менее, мА |
|
|
Пластина компрессионная |
Для прицельной съемки Стандартная |
|
Штатив |
С-дуга |
|
Комиссия находит такое описание объекта закупки ненадлежащим ввиду следующего.
Представленная в описании объекта закупки таблица содержит графы - "наименование характеристики", "значение характеристики", "единица измерения характеристики".
Так, для характеристики "Максимальный анодный ток, не менее, мА" Заказчиком предусмотрено значение - " 100". При этом графа "единица измерения характеристики" не содержит необходимой единицы измерения, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
Кроме того, наименование самой характеристики содержит требование к его значению, выраженное словосочетанием "не менее", что также, по мнению Комиссии, может привести к запутыванию участников при заполнении заявки, так как для требования к значению характеристики Заказчиком предусмотрена другая соответствующая графа. Аналогичное нарушение усматривается Комиссией в действиях Заказчика и для характеристики "Максимальное анодное напряжение не менее".
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Высокое качество медицинской техники" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта части 2 статьи 42 о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 июля 2022 г. N 047/06/42-2084/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022