Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципальное учреждение "Всеволожская муниципальная управляющая компания";
от Заявителя - ООО "Дарс СПб", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9097 от 14.07.2022) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку инертных материалов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 999 063,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2022 заявка Заявителя (N1766835) отклонена по следующим основаниям:
"
Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением и предоставленных участником закупки оператору электронной площадки, требованиям, установленным в извещении (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ) . Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ. В соответствии с Приложением N 1 к спецификации поставляемого товара, к товару "Щебень тип 1" установлено, в том числе, следующее требование: "Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 20 мм должен быть от 90 до 100 % по массе". Участником в составе заявки представлено следующее: "Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 20 мм 90 % по массе". Вместе с тем, в соответствии с п. 5.2 раздела 5 инструкции для заполнения заявки участником закупки, в случае установления требования к значению показателя, не согласовывающегося с общим порядком установления требований к значениям показателей, участник предоставляет неизменяемое значение такого показателя.
Следовательно, участник, проигнорировав п. 5.2 раздела 5 инструкции и не учтя отсутствие разделителя ":", представил значение, несоответствующее требованиям Заказчика. Аналогичные несоответствующие сведения представлены по товару "Щебень тип 2": "Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 5 мм 90 % по массе. Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 12,5 мм 0,5 % по массе". Таким образом, в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением и предоставленных участником закупки оператору электронной площадки, требованиям, установленным в извещении (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ) . Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ. В соответствии с Приложением N 1 к спецификации поставляемого товара, к товару "Щебень тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Щебень: должен представлять собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород либо некондиционных отходов горных предприятий
по переработке руд: черных металлов/цветных металлов/редких металлов металлургической промышленности и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления. К товару "Щебень тип 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Щебень: должен представлять собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород либо некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд: черных металлов/цветных металлов/редких металлов металлургической промышленности и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления. К товару "Песок" установлены, в том числе, следующие требования: "Песок должен представлять собой неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений. Вместе с тем, участником не представлено значений по вышеприведенным показателям. Таким образом, в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
".
По мнению Заявителя, отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим и противоречащим положениям Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка инертных материалов. Приложением N 1 (далее - Техническое задание) предусмотрен перечень необходимого к поставке товара с требованиями к значениям показателей товаров (Приложение N 1 к спецификации поставляемого товара).
Так, Техническим заданием установлено требование к значению показателя "Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 20 мм" товара "Щебень тип 1" - "должен быть от 90 до 100 % по массе".
Техническое задание также содержит инструкцию по заполнению заявки потенциального участника электронного аукциона, которой предусмотрено следующее:
"1.1. При описании поставляемых товаров, Заказчиком были разработаны единые правила описания таких товаров в отношении требований к значениям показателей. Все требования к значениям показателей состоят из:
1.1.1 Наименования показателя - обозначение названия требуемой характеристики, используемое Заказчиком на основании нормативно-технической документации, а также данных производителей соответствующих товаров с целью определения характеристик товара, соответствующих потребностям Заказчика. Наименования показателей являются стандартными и общепринятыми;
1.1.2. Разделителя - обозначение ":", используемое Заказчиком с целью отделения наименования показателя от требования к значению показателя и/или единицы измерения. При этом наименование показателя указывается до разделителя (до по тексту), а требование к значению показателя - после разделителя (после по тексту).
1.1.3. Требования к значению показателя - обозначение требования к значению показателя, используемое Заказчиком для установления требований к минимальным и/или максимальным значениям, неизменяемым значениям (в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе) или вариантам значений (в соответствии с письмом ФАС России, от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14) показателей. В состав требования к значению показателя также входят значения, требования к которым устанавливаются Заказчиком. К таким значениям относятся установленные в Приложении N 1 к спецификации поставляемого товара, в том числе численные, буквенные, словесные обозначения, установленные на основании нормативно-технической документации, а также данных производителей соответствующих товаров с целью определения характеристик товара, соответствующих потребностям Заказчика. Описание значений используемых формулировок, слов и словосочетаний, с помощью которых установлены требования, установлено в разделах 3 и 6 настоящего порядка (инструкции) по заполнению;
1.1.4. Единицы измерения значения показателя - обозначение, установленное Заказчиком относительно наименований показателей и установленным к ним требованиям к значениям показателей в форме числового обозначения".
Пунктом 5.2 инструкции по заполнению конкретных показателей товаров предусмотрено:
"В случае установления требования к значению показателя, не согласовывающегося с общим порядком установления требований к значениям показателей, участник предоставляет неизменяемое значение такого показателя".
Исходя из положений инструкции по заполнению конкретных показателей товаров потенциальному участнику необходимо оставить рассматриваемый показатель товара без изменения, так как такое требование к значению показателя товара не согласуется с общим порядком установления требований к значениям показателей (пункт 5.2 инструкции по заполнению конкретных показателей товара).
Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки по рассматриваемому показателю предложено - "Полный остаток щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 20 мм 90 % по массе". Указанное предложение Заявителя представлено не в соответствии с инструкцией.
Исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика.
Из вышеизложенного следует, что заявка Заявителя правомерно отклонена аукционной комиссией Заказчика. В указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дарс СПб" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 июля 2022 г. N 047/06/49-2087/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022