Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
в присутствии представителей:
от Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
от ООО "СТЛ-Проект" (далее - Участник, Исполнитель, Общество, Подрядчик):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 30.12.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0572500000120000017 на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция общественного туалета по адресу: г. Санкт-Петербург, Батайский переулок, д.1а, лит. А" (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 190 556,64 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 2782536397821000046 от 06.04.2021 (далее - Контракт).
Цена Контракта по результатам аукциона составила: 2 850 000,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.06.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Приложениями к нему (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный срок по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации (далее - работы, проектная документация, рабочая документация) по объекту: "Реконструкция общественного туалета по адресу: г. Санкт-Петербург, Батайский переулок, д.1а, лит.А" (далее - объект), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по контракту в порядке и в сроки, установленные контрактом.
На основании п. 1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту), определяющим объем и содержание работ, Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), Расчетом цены контракта (Приложение N5 к контракту), определяющими цену работ и сроки их выполнения, условиями контракта, а также требованиями, установленными нормативными-правовыми актами в области проектирования.
Согласно п. 2.1-2.2 Контракта срок выполнения работ: начало выполнения работ: с даты заключения контракта. Конечный срок выполнения и сдачи результата работ, в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы: не позднее "15" ноября 2021 года.
Согласно Контракту Исполнитель обязан:
- 4.2.1. Принять от Заказчика по накладной в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта исходные данные для выполнения работ согласно Заданию на проектирование (приложение N 1 к контракту);
- 4.2.2. Выполнить предусмотренные контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту) и иными исходными данными, в сроки, установленные контрактом;
- 4.2.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе выполнения работ при исполнении своих обязательств по контракту;
- 4.2.4. Предоставлять Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, в том числе представлять по его требованию отчеты о ходе выполнения работ в бумажном виде и на электронных носителях.
- 4.2.5. Незамедлительно письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые влияют на результаты выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок, установленный контрактом.
- 4.4.8. Обеспечивать Заказчику или иному уполномоченному им лицу возможность контроля и надзора за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования, в том числе беспрепятственно допускать его представителей к любому конструктивному элементу объекта, представлять по их требованию отчеты о ходе выполнения работ
В случае, если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, то Подрядчик обязуется принять меры к устранению недостатков, обоснованно указанных в журнале, в течение трех дней, без увеличения стоимости работ.
- 4.4.11. Предъявлять Заказчику выполненные работы с оформлением актов сдачи-приёмки выполненных работ.
- 4.4.12. Представлять Заказчику запрашиваемую информацию, непосредственно связанную с исполнением Контракта, информацию о возникших трудностях при исполнении Контракта, о невозможности выполнения работ, в срок 3 (трех) дней.
- 4.4.17. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Контрактом.
Приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком следующим образом.
Согласно п. 5.1. Контракта приемка результата работ производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (включающего проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также всех согласований и экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для начала реконструкции.
В соответствии с п. 5.2. Контракта до направления разработанной проектной документации на государственную экспертизу, а также до прохождения иных согласований с уполномоченными органами, Подрядчик обязан заблаговременно письменно согласовать подготовленную проектную, рабочую документацию с Заказчиком.
При этом п. 5.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик обязан в течение 30 (тридцати) дней согласовать подготовленную Подрядчиком проектную документацию либо представить Подрядчику письменные мотивированные возражения с указанием недостатков, которые Подрядчику надлежит устранить. Проектная документация считается согласованной Заказчиком с даты устранения Подрядчиком всех недостатков.
Кроме того, п. 5.5 Контракта приемка работ осуществляется следующим образом:
- Подрядчик передает Заказчику проектную документацию в объеме и количестве, предусмотренном Заданием на проектирование (Приложение N1 к контракту), имеющую положительное заключение государственной экспертизы, рабочую документацию, Акт сдачи-приемки проектной продукции, составленный в четырех экземплярах и приложения к нему, обеспечение исполнения гарантийных обязательств, предусмотренное пунктом 9.3 контракта. Передача результата работ оформляется Сторонами накладной по форме Приложения N 7 к контракту в двух экземплярах;
- Заказчик в течение 10 дней со дня получения проектной документации и результатов инженерных изысканий, рабочей документации по накладной проверяет комплектность этой документации, её соответствие Заданию на проектирование (Приложение N1 к контракту) и иным исходным данным, проверяет наличие согласований и при отсутствии замечаний подписывает и передает один экземпляр Акта сдачи-приемки проектной продукции Подрядчику.
- При наличии замечаний у Заказчика к переданной документации Акт сдачи-приемки проектной продукции Заказчиком не подписывается, Подрядчику в письменном виде направляются замечания с указанием срока их устранения.
После устранения Подрядчиком замечаний, Заказчик осуществляет проверку документов в установленном настоящем пунктом порядке.
Приложением N 1 к Контракту предусмотрено Задание на проектирование (далее - Задание).
Так, в соответствии с п. 9 Задания в основные требования к архитектурно-планировочным решениям относятся:
9.1. Провести в необходимом объеме архитектурные обмеры и инженерные обследования технического состояния здания общественного туалета.
9.2. Максимально использовать существующие несущие и ограждающие строительные конструкции с учетом результатов их обследования.
9.3. Планировка общественного туалета должна оптимально отвечать функциональному назначению, быть удобной в эксплуатации (без неоправданных коридоров, шлюзов, "закоулков"), отвечать требованиям действующих санитарных норм и правил и требованиям противопожарной безопасности.
9.4. Предусмотреть один вход. В состав помещений общественного туалета должны быть включены: тамбур, вестибюль, расчетно-кассовый узел, отделения "М" и "Ж", комната для инвалидов, комната матери и ребенка, кладовая для хранения моющих средств с полками, рядом с расчетным узлом, кладовая для хранения инвентаря (с трапом, краном для набора воды в ведро, выводом для подключения шланга).
9.5. Архитектурные решения согласовать с Заказчиком.
9.6. Планировочные решения должны учитывать мероприятия по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения, в том числе устройство пандуса (в пределах границ земельного участка объекта), согласовать с Заказчиком. Предусмотреть оборудование пандусов установкой перил, противоскользящих приспособлений и покрытий.
9.7. Требования к назначению и оборудованию помещений изложены в Приложении N1.1, к отделке помещений в Приложение N1.2, к инженерному обеспечению в Приложении N 1.3.
9.8. Во всех помещениях, кроме расчетного узла предусмотреть установку чугунных (или стальных) трапов диаметром не менее 100 мм, для влажной уборки пола из шланга.
9.9. Ревизии на стояках должны быть доступны для обслуживания в процессе эксплуатации.
9.10. В отделениях предусмотреть установку зеркал, диспенсеров для жидкого мыла, диспенсеры для туалетной бумаги и электросушилок.
9.11. Двери в подсобные помещения и отделения должны закрываться снаружи.
9.12. На окнах должны быть установлены металлические решетки с сеткой (одно из окон в каждом помещении должно быть открывающимся).
9.13. Предусмотреть естественное освещение в рабочих помещениях с постоянным пребыванием людей в течение рабочей смены (по возможности).
9.14. Учесть необходимость реконструкции фасада в комплексе.
9.15. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
9.16. Обеспечить организованное отведение дождевых осадков с кровли.
9.17. Над входом обязательна установка козырька, у входной двери (снаружи) - звонка.
9.18. На фасаде здания предусмотреть устройство логотипа с подсветкой, утвержденного Заказчиком.
9.19. Предусмотреть восстановление или ремонт отмостки (с гидроизоляцией стен).
9.20. Предусмотреть уклон пола в сторону трапа или водосборного приямка для стока воды.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, Задания, а также его приложений, стороны изначально знали обо всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 17.06.2022 принято в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно отчетные документы Обществом не представлялись, многократные замечания не устранялись.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующие важные обстоятельства, возникшие между сторонами:
06.04.2021 Участник и Заказчик заключили Контракт.
В соответствии с п. 3.11 Контракта приемка выполненных Подрядчиком работ осуществляется по исполнительным сметам Подрядчика на основании Акта сдачи-приемки проектной продукции (по форме согласно приложению N 6 к контракту), подписанного уполномоченными представителями Сторон.
29.11.2021 Участник и Заказчик заключили Дополнительное соглашение N 2, в соответствии с которым сторонами изменен срок выполнения работ - до 31.03.2022.
С момента заключения Контракта Заказчиком неоднократно фиксировались нарушения, что подтверждается направленными в адрес ООО "СТЛ Проект" письмами и претензиями:
- письмо N ИСХ-03218/830 от 21.09.2021 о том, что до настоящего времени Заказчику не предоставлены отчеты по результатам выполнения инженерных изысканий;
- письмо N ИСХ-00476/830 от 14.02.2022 о том, что Общество по состоянию на 14.02.2022 не предоставило проектную документацию на согласование Заказчику с учетом продления срока окончания выполнения работ;
- претензия N ИСХ-01670/830 от 25.05.2022 с требованием об уплате неустойки по Контракту за просрочку исполнения принятых Подрядчиком обязательств.
Из материалов дела следует, что актов выполненных работ в адрес Заказчика официально не направлялось, в связи с чем оплата счетов не производилась. Ответов на письма Заказчика (N ИСХ-03218/830 от 21.09.2021, ИСХ-00476/830 от 14.02.2022) также не последовало.
17.06.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку, в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства в полном объеме, Контракт расторгнут, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 17.06.2022; разместил решение в Единой Информационной системе, отправил Участнику решение Почтой России (трек-номер отправления ЕА235426823RU). 21.06.2022 решение об одностороннем отказе получено Участником.
Из письменных и устных объяснений Участника, следует, что он не согласен с принятым решением Заказчика, просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) Общество не согласно с Решением Заказчика об одностороннем отказе, поскольку указывает, что выполнял работы в полном объеме, однако последний не оказывал надлежащее содействие, так доступ к помещениям был предоставлен лишь 10.05.2021, кроме того Заказчик не принимал работы. В своих пояснениях Участник отмечает, что 23.09.2021 подготовлены отчеты по инженерным изысканиям и направлены представителю Заказчика по электронной почте. 29.09.2021 Подрядчиком направлена документация для согласования фасада и перепланировки объекта в адрес Заказчика по электронной почте. Ответа о согласовании/замечаний от Заказчика Исполнитель не получил, при этом направлял результат работ 01.07.2022.
2) Общество не исполнило надлежащим образом необходимые работы ввиду пиковой заболеваемости сотрудников Подрядчика, находящихся на больничном, COVID-19.
Из документов Заказчика следует, что:
1) Участник самостоятельно в установленный и дополнительный срок не передавал результаты работ в полном объеме и соответствующие сопроводительные документы, оснований для приемки у Заказчика отсутствовали, как и основания взаимодействия с Участником после расторжения Контракта.
2) Закупка проводилась Заказчиком для конкретных целей, а именно для разработки проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция общественного туалета по адресу: г. Санкт-Петербург, Батайский переулок, д.1а, лит.А", действия (бездействия) Участника привели к ущербу, что имеет негативные последствия.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает меру в виде включения сведений об Участнике в РНП соразмерной.
В момент заседания Комиссия Ленинградского УФАС считала необходимым уточнить следующие вопросы у Участника: "Приостанавливались ли Обществом работы по Контракту в связи с выявлением препятствий (сложностей)?", представитель Участника пояснил, что работы официально соответствующим письмом не приостанавливались.
На дополнительный вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Почему Общество не реагировало на большой объем претензии со стороны Заказчика?", представитель Участника пояснил, что каждый вопрос поднимался в устном порядке.
На заключительный вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Какими документами подтверждается передача результатов работ от Участника в адрес Заказчика?", представитель Участника пояснил, что направил их по электронной почте 01.07.2022.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Довод Участника о том, что решение об одностороннем отказе Заказчика незаконно (поскольку он выполнял работы) не может быть принят в качестве доказательства его заботливости и осмотрительности.
Во-первых, все документы Общества, представленные Комиссии, не свидетельствуют о том, что Подрядчиком надлежащим образом исполнялись возложенные на него Контрактом обязательства.
Во-вторых, в материалы дела от Общества не предоставлено доказательств отчетных документов в адрес Заказчика. Комиссия исходит из того, что пунктом 4.2.4 Контракта Подрядчик не обеспечил Заказчику возможность выполнения контроля за ходом работ, поскольку не представил по его требованию отчет о ходе выполнения работ ни в каком виде.
Более того, представленные Участником в материалы дела доказательства о передаче результатов работ от 01.07.2022 не могут быть приняты Комиссией в полной мере, поскольку согласно п. 5.2. Контракта до направления разработанной проектной документации на государственную экспертизу, а также до прохождения иных согласований с уполномоченными органами, Подрядчик обязан заблаговременно письменно согласовать подготовленную проектную, рабочую документацию с Заказчиком. Доказательств заблаговременного письменного согласования документации в материалы дела не представлено.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату заседание оно не было отменено.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств произошло из-за позднего допуска на объект не находят своего подтверждения.
Комиссия установила, что Контракт заключен 06.04.2021. Допуск на объект действительно был предоставлен лишь 10.05.2021. Вместе с тем, Заказчик предоставлял Участнику дополнительный срок для выполнения работ, существенно превышающий вышеупомянутую задержку (Дополнительное соглашение N2 от 29.11.2021 с продлением сроков более чем на 4 месяца). Более того, односторонний отказ принят Заказчиком 17.06.2022, то есть с предоставлением Участнику дополнительных трех месяцев.
Кроме того, при обнаружении каких-либо препятствий (в том числе в связи с коронавируной инфекцией), Участник согласно требования Гражданского кодекса и Контракта должен был приостановить работы.
Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом и Контрактом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, кроме того документальных подтверждений Обществом в адрес Ленинградского УФАС не представлено.
Принимая во внимание и ознакомившись со всем пакетом документов от Участника, Комиссия, не находит в нем доказательств того, какие именно действия (бездействие) Заказчика не позволили исполнить Контракт надлежащим образом и передать исполнительную документацию.
Кроме того, анализ многочисленных писем (претензий) Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта в соответствии с условиями Контракта.
Более того, Заказчик решил пойти навстречу Участнику, результатом чего стало заключение Дополнительного соглашения N 2, в соответствии с которым срок выполнения работ продлен до 31.03.2022.
Комиссии кроме устных пояснений не представлено других доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта в обозначенные сроки (при том, что сроки исполнения обязательств относятся к существенным условиям Контракта).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия, в рассматриваемом деле, приходит к выводу, что доводы Участника не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простое устное указание на полное выполнение работ, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны Контракта, что, в конечном счете, не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнения работ в указанные сроки, уклонялся от выполнения обязательств по Контракту, а также не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для признания его поведения добросовестным.
3) Доводы Участника о том, что на исполнение обязательств повлияла коронавирусная инфекция, не может быть принят Комиссией как безусловное доказательство освобождения от ответственности.
Комиссия исходит из того, что проведение закупки, а также подписание Контракта произошло в период действия коронавирусной инфекции, а Участник, подписывая Контракт 06.04.2021, соглашался на их выполнение, зная эпидемиологическую ситуацию в регионе и просчитывая свои возможности и учитывая короткие сроки поставки.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года) меры по ограничению распространения коронавируса могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между пандемией и неисполнением обязательства.
Таким образом, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным во всех случаях.
Для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств, сторона должна доказать: а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы сторона должны документально подтвердить свою позицию.
В рассматриваемом деле подобной связи, длящегося влияния, как и принятия разумно ожидаемых мер, Исполнителем не представлено.
Комиссия исходит из того, что о сложностях в связи с коронавирусом, Участник не сообщил Заказчику, соответствующих справок о болезнях не представлено и Комиссии.
Более того, Исполнитель был не лишен возможности привлечения иных работников, находящихся на территории России в период действия Контракта, доказательств обратного Участник не представил.
Комиссия не принимает указанный довод, в том числе, потому, что в случае, если бы действительно на территории России, и в частности Ленинградской области, отсутствовали участники, готовые выполнять соответствующие виды работ, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом были бы неисполнены. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов в 2020-2022 годах.
Таким образом, довод Участника о том, что неисполнение обязательств произошло из-за коронавирусной инфекции не принимается Комиссией.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простого указания на коронавирусную инфекцию, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны Контракта, что в конечном счете не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнения работ в указанные сроки, уклонялся от выполнения обязательств по Контракту, а также не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для признания его поведения добросовестным.
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что работы в полном объеме не передавались Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция общественного туалета", нанесен значительный ущерб, выраженный в том, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта, что приводит к срыву ранее утвержденных планов и программ реализации благоустройства города Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "СТЛ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 июля 2022 г. N 047/06/104-2092/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022