Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
без вызова сторон,
на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении закупки на оказание услуг по развитию, внедрению и модернизации интерактивных и информационных компонентов в туристский портал Ленинградской области www.lentravel.ru.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
14.06.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145200000422000832 на оказание услуг по развитию, внедрению и модернизации интерактивных и информационных компонентов в туристский портал Ленинградской области www.lentravel.ru.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Инспекцией установлено, что Приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки предусмотрен порядок рассмотрения и оценки заявок:
Квалификация участников закупки |
70 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
20 |
признак N 1 (Общее количество исполненных участником закупки договоров) |
100 |
Оценка заявок по признаку N 1 осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "З" пункта 20 Положения:
где: Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по показателю (общее количество исполненных контрактов/договоров в рублях); - предельное минимальное значение, установленное заказчиком, = 1 (Один) контракт/договор. - предельное максимальное значение, установленное заказчиком, = 10 (Десять) контрактов/договоров. |
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
80 |
признак N 1 (Наличие специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию) |
100 |
Оценка заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется на основе предложения участника в баллах в соответствии со шкалой оценок: 2. Наличие менее 2 (двух) специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию согласно полному набору компетенций в соответствии с перечнем, специалистов и иных работников, их квалификации, указанным в п.2 III раздела настоящего документа, либо отсутствие таких специалистов у участника конкурса оценивается в 0 (ноль) баллов. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" |
Для показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяются следующие детализирующие показатели: "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
Предельное минимальное значение детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров", установленное заказчиком - 1 (Один) Контракт/Договор.
Предельное максимальное значение детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров", установленное заказчиком - 10 (Десять) Контрактов/Договоров.
Под сопоставимыми предмету закупки оказанными услугами (выполненными работами) понимаются услуги/ работы по сопровождению и/или развитию государственных информационных систем.
К оценке принимаются: - исполненные участником закупки гражданско-правовые договоры с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении предоставляемых контрактов (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Статус контрактов (договоров), заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в реестре контрактов (договоров) в Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) должен быть "Исполнение завершено" или "Исполнение прекращено" (по соглашению сторон) или "Исполнение прекращено - расторжение/окончание срока действия договора" (в случае наличия реестровой записи), либо участником должны быть предоставлены документы, подтверждающие исполнение контракта надлежащим образом.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг/выполнения работ, связанного с предметом контракта:
1. Исполненные контракты (договоры) с приложением актов приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленных при исполнении таких контрактов (договоров). Документы предоставляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Контракты (договоры) предоставляются в полном объеме и со всеми приложениями и дополнениями. 2. Сведения о предоставляемых к оценке контрактах (договорах) в табличной форме. Для контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ необходимо указать номера реестровых записей контрактов (договоров), размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (в случае наличия реестровой записи). Для предоставления сведений о контрактах (договорах) по детализирующим показателям оценки участник закупки может воспользоваться формой N 1 "Сведения об исполнении участником конкурса контрактов (договоров)". Все поля формы N1 "Сведения об исполнении участником конкурса контрактов (договоров)" являются обязательными для заполнения.
Значения количества баллов по детализирующим показателям рассчитывается по формуле, установленной в пункте 2 раздела II настоящего документа. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Детализирующий показатель оценки "Наличие специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию"
|
Для показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяются следующие детализирующие показатели: Детализирующий показатель оценки "Наличие специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию"
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация: 1. Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по применению гибких методологий планирования и управления проектами в сфере разработки (создания) программного обеспечения или высокотехнологичных продуктов. 2. Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по проектированию механики или сценариев пользовательского поведения (взаимодействия). 3. Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по разработке клиентской части вебсервисов и/или верстки интерфейсов. 4. Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по разработке программных продуктов на объектно-ориентированных языках программирования. 5. Специалисты, имеющие документально подтвержденную квалификацию по тестированию и/или испытанию программного обеспечения.
Оценка обеспеченности участника конкурса специалистами, работающими на постоянной основе (на основном месте работы), имеющими документально подтвержденную квалификацию по применению гибких методологий планирования и управления проектами в сфере разработки (создания) программного обеспечения или высокотехнологичных продуктов, обусловлена комплексным, этапным (итерационным) характером выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (п. 1.3); этапным (итерационным) характером проведения тестирования и проверок результатов выполнения работ, в том числе устранения выявленных замечаний (п.7. Описания объекта закупки). Под гибкими методологиями планирования и управления проектами в настоящей конкурсной документации понимаются: Agile, Scrum, Kanban, Lean.
Оценка обеспеченности участника конкурса специалистами, работающими на постоянной основе (на основном месте работы), имеющими документально подтвержденную квалификацию по проектированию механики или сценариев пользовательского поведения (взаимодействия), обусловлена в соответствии с требованиями пунктов 5.1., 5.2. Описания объекта закупки.
Оценка обеспеченности участника конкурса специалистами, работающими на постоянной основе (на основном месте работы), имеющими документально подтвержденную квалификацию по разработке клиентской части вебсервисов и/или верстки интерфейсов, обусловлена в соответствии с требованиями, в том числе, следующих пунктов Описания объекта закупки: 5.2.1. Оценка обеспеченности участника конкурса специалистами, работающими на постоянной основе (на основном месте работы), имеющими документально подтвержденную квалификацию по разработке программных продуктов на объектно-ориентированных языках программирования, обусловлена в соответствии с требованиями, в том числе, следующих пунктов Описания объекта закупки: 5.2.1.
Оценка обеспеченности участника конкурса специалистами, работающими на постоянной основе (на основном месте работы), имеющими документально подтвержденную квалификацию по тестированию и/или испытанию программного обеспечения, обусловлена в соответствии с требованиями, в том числе, следующих пунктов Описания объекта закупки: 5.2.1., 5.3.1., а также необходимостью обеспечения непрерывного внутреннего контроля качества программного обеспечения непосредственно в процессе его разработки в соответствии с применяемыми методологиями разработки.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 1. Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; 2. Документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. Копии сертификатов или удостоверяющих документов специализированных сертификационных центров или образовательных организаций, имеющих полномочия на выдачу документов, подтверждающих получение квалификации (прохождение обучения) в соответствии с перечнем, детализирующих показателей оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", могут быть выданы работникам за последние 2 (два) года до даты подачи заявки. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в составе заявки должны сопровождаться их заверенным переводом на русский язык. |
Исходя из указанных положений Приложения N 4 следует, что потенциальному участнику необходимо предоставить предложение по детализирующему показателю оценки "Наличие специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" перечень специалистов и иных работников, их квалификацию. При этом в указанном порядке рассмотрения и оценки заявок предусмотрена шкала оценки, в соответствии с которой начисление баллов происходит в следующем порядке:
1. Наличие 2 (двух) и более специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию согласно полному набору компетенций в соответствии с перечнем, специалистов и иных работников, их квалификации, оценивается в 100 (сто) баллов.
2. Наличие менее 2 (двух) специалистов, имеющих документально подтвержденную квалификацию согласно полному набору компетенций в соответствии с перечнем, специалистов и иных работников, их квалификации, либо отсутствие таких специалистов у участника конкурса оценивается в 0 (ноль) баллов.
Инспекция признает такую шкалу оценки ненадлежащей, поскольку количество начисляемых баллов непропорционально представляемым сведениям потенциальным участником закупки.
Так, например, участник N 1 представит сведения о двух специалистах, имеющих документально подтвержденную квалификацию согласно полному набору компетенций, получит 100 баллов; а участник N 2 предоставит сведения об одном специалисте, имеющем документально подтвержденную квалификацию, получит 0 баллов. Очевидно, что разница в одного специалиста, по мнению Инспекции, не окажет существенное влияние на качество выполняемых работ обоими участниками. Однако участник N 2 получит 0 баллов, а участник N 1 - 100 баллов, что не способствует выявлению наилучшего предложения, по мнению Инспекции, поскольку оба участника из приведенных в примере выше обладают практически одинаковыми трудовыми ресурсами.
В связи с чем, Инспекция приходит к выводу, что такая шкала оценки является непропорциональной, ограничивающей конкуренцию.
Кроме того, Инспекция также отмечает, что порядком рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю N 1 предусмотрено предоставление следующего перечня документов:
"Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
1. Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
2. Документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Копии сертификатов или удостоверяющих документов специализированных сертификационных центров или образовательных организаций, имеющих полномочия на выдачу документов, подтверждающих получение квалификации (прохождение обучения) в соответствии с перечнем, детализирующих показателей оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", могут быть выданы работникам за последние 2 (два) года до даты подачи заявки.
Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в составе заявки должны сопровождаться их заверенным переводом на русский язык".
Таким образом, потенциальному участнику по Детализирующему показателю N 1 можно предоставить копии сертификатов или удостоверяющих документов специализированных сертификационных центров, или образовательных организаций, выданные работникам за последние 2 (два) года до даты подачи заявки.
Инспекция не признает такое положения порядка рассмотрения и оценки заявок надлежащим, поскольку наличие вышеуказанного требования может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
В данном случае, Инспекции не представляется возможным определить необходимость установления такого положения и необходимость соблюдения его участниками закупки. Имеет ли для Заказчика принципиальное значение в получении предложения от потенциальных участников, содержащего копии сертификатов или удостоверяющих документов специализированных сертификационных центров, или образовательных организаций, выданных в течение 2 лет до даты подачи заявки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 июля 2022 г. N 047/06/99-2102/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022