Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от Администрация МО "Выборгский район" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Инжиниринг" (далее - Участник, Предприниматель, Подрядчик, Исполнитель),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 31.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 0845300015018000549 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры мкр. Сайменский с устройством улиц, дорог, наружного освещения и системы водоснабжения, для земельных участков, предоставляемых в г. Выборг в соответствии с областным законом от 14.10.2008 г. N 105-оз в г. Выборг (включая инженерные изыскания и проект планировки и межевания территории).
Начальная максимальная цена контракта: 7 853 300,00 рублей.
По результатам открытого конкурса в электронной форме между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 164 от 25.10.2021 (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 6 990 000,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.06.2022 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае, п. 4.1.6 Контракта предусмотрено, что Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с п. 11.5., 11.6 Контракта.
Также Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), установила, что в соответствии с п. 1.2. Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры мкр. Сайменский с устройством улиц, дорог, наружного освещения и системы водоснабжения, для земельных участков, предоставляемых в г. Выборг в соответствии с областным законом от 14.10.2008 г. N 105-оз в г. Выборг (включая инженерные изыскания и проект планировки и межевания территории).
При этом согласно Контракта Исполнитель обязан:
- 5.2.1. Оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;
- 5.2.2. Обеспечить на месте оказания услуг выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной и промышленной безопасности, промышленной санитарии, охране окружающей среды, соблюдения техники безопасности по эксплуатации электрооборудования, техники и механизмов;
- 5.2.3. Обеспечить качество услуг в полном соответствии с условиями настоящего Контракта;
- 5.2.4. Немедленно извещать Заказчика о возникновении независящих от Исполнителя обстоятельств, создающих невозможность оказания услуг в сроки, установленные Контрактом;
- 5.2.5. Предоставлять Заказчику и уполномоченным Заказчиком третьим лицам всю необходимую информацию и документацию для проверки хода, и качества оказания услуг;
- 5.2.6. Исполнять в ходе оказания услуг указания Заказчика, если они не противоречат условиям настоящего Контракта;
- 5.2.7. Предоставить Заказчику отчетную документацию о выполнении условий настоящего Контракта;
- 5.2.8. В случае изменения банковских реквизитов в 3-дневный срок письменно известить Заказчика;
- 5.2.9. Отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, принятое в соответствии с п. 11.10. Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
- 5.2.10. Компенсировать Заказчику затраты на проведение экспертизы оказанных Услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций в случае отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
- 5.2.11. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 11.1 Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 августа 2019 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
В соответствии с пунктом 6.3 Контракта Заказчик, получивший уведомление Исполнителя о готовности к сдаче результата услуг по Контракту либо оказанного этапа услуг, обязан приступить к их приёму в 5-дневный срок с момента получения вышеуказанного уведомления.
Согласно пунктам 6.6-6.7 Контракта Акт сдачи-приемки оказанных услуг подписывается Заказчиком после устранения Исполнителем всех выявленных при приемке несоответствий или недостатков. При наступлении ответственности Исполнителя, Заказчик при подписании акта сдачи- приемки оказанных услуг указывает в нем дополнительно следующую информацию: о сумме начисленной неустойки (штрафа, пени) в соответствии с разделом 8 настоящего Контракта; об итоговой сумме, подлежащей оплате, с учетом произведенного вычета (удержания) суммы начисленной неустойки (штрафа, пени). К акту сдачи-приемки оказанных услуг Заказчик прикладывает расчет суммы начисленной неустойки (штрафа, пени), с указанием оснований применения неустойки (штрафа, пени).
Так, Техническим заданием предусмотрено, что
11. Продолжительность выполнения и содержание работ |
11.1. Начало работ - с момента заключения контракта. 11.2. Продолжительность выполнения работ: I этап (инженерные изыскания)- не позднее 2 месяцев со дня заключения контракта, II этап (проект планировки и межевания территории) - не позднее 10 месяцев со дня заключения контракта, III этап (проектная документация) - не позднее 10 месяцев со дня заключения контракта. По завершении III этапа Заказчик направляет документацию для прохождения государственной экспертизы. Исполнитель оказывает сопровождение проектной документации в органах государственной экспертизы, устраняет замечания госэкспертизы, вносит корректировки в проектную документацию. 11.3. Работы выполняются в три этапа. 11.3.1. Представить заказчику по результатам работ I этапа: - сведения о выполненных инженерно-геодезических, в соответствие с требованиями, предъявляемыми к топографическим планам масштаба; - сведения о выполненных инженерно-геологических изысканиях; - сведения о выполненных инженерно-экологических изысканиях. |
|
- сведения о выполнении гидрометеорологических изысканий. 11.3.2. Представить заказчику по результатам работ II этапа: - согласование документации по планировке территории с органами местного самоуправления Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, исполнительными органами государственной власти Ленинградской области; - документацию по планировке территории к утверждению 11.3.3. Представить заказчику по результатам работ III этапа: - проектную документацию по объекту в полном объеме, включая разделы по устройству автомобильной дороги, переустройству сетей, подключению коммуникаций, проекту организации строительства, мероприятия по охране окружающей среды, мероприятия по пожарной безопасности, смету. |
Таким образом, из анализа Контракта, Комиссия усматривает, что Участник изначально знал обо всех объемах, количестве и качеству, предъявляемому к работам.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что на 10.06.2022 Участник не исполнил обязательства по Контракту в установленные сроки, а именно, разработанная проектно-сметная документация со штампами государственного учреждения, осуществляющего экспертизу, в адрес Заказчика не поступала.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующую хронологию событий.
10.09.2018 стороны заключили Контракт.
24.11.2021 Участником получено отрицательное заключение государственной экспертизы N 47-1-2-3-069789-2021 по объектам 2-го этапа.
29.11.2021 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо с требованием обоснования причин невыполнения условий, предусмотренных техническим заданием, а также требований экспертов в ходе проведения экспертизы.
31.03.2022 в адрес Исполнителя направлена претензия с требованием предоставить комплект проектно-сметной документации, соответствующей требованиям технического задания. Претензия оставлена без исполнения.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 10.06.2022 г.;
Разместил решение в Единой Информационной системе - 27.07.2022 (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/event-journal.html?rees trNumber=3470406371018000176&contractInfoId=63955402);
Направил Участнику Почтой России - 10.06.2022 г. (РПО N 80081273403039, вручено адресату 11.07.2022), дополнительно по электронной почте.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что представитель Общества, со своей стороны, не предоставил письменные пояснения и документы.
Заказчик пояснил, что нуждался в работах строго согласно Контракту и документация без прохождения государственной экспертизы для него не имеет никакой ценности, поскольку осуществить строительство дорожно-транспортной инфраструктуры мкр. Сайменский с устройством улиц, дорог, наружного освещения и системы водоснабжения, без одобрения государственной экспертизы - невозможно.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием и всеми приложениями.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе).
Объем работ, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими началу и завершению работ в установленный Контрактом срок.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
Более того, из материалов дела следует, что установленный Контрактом срок истекал 31.07.2019, а решение об одностороннем отказе принято только 10.06.2022.
Таким образом, весь объем и сроки работ были изначально известны Участнику, а Заказчик предоставил Участнику дополнительно срок более в 2,5 года, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Общества, а Комиссии не представлено сведений о возникновении у Участника обстоятельств вследствие непреодолимой силы.
Комиссия также учитывает, что после получения отрицательного заключения государственной экспертизы, Участник перестал выходить на связь с Заказчиком, а также не реагировал на его претензии.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает возможным лишь отметить, что с учетом объекта закупки, документация без получения государственной экспертизы для Заказчика ценности не имеет, при этом материалами дела подтверждается, что на дату заседания Комиссии (28.07.2022) положительного заключения у Участника не было.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что при применении такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействие) Участника привели к тому, что работы в полном объеме и в установленные сроки не были выполнены.
Комиссия обращает внимание на специфику Заказчика и вид работ, а также на то, что строительство дорожно-транспортной инфраструктуры мкр. Сайменский с устройством улиц, дорог, наружного освещения и системы водоснабжения, для земельных участков переносится на неопределенный срок, поскольку его невозможно выполнить без документации.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июля 2022 г. N 047/06/104-2192/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022