Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТ СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий работников органов Прокуратуры Российской Федерации "Истра" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на подготовку проектно-сметной документации на капремонт с госэкспертизой (извещение N 0348100048722000015 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не разместившего на Официальном сайте протокол подведения итогов.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 02.06.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 194 031,09 руб.;
3) дата окончания подачи заявок 20.06.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не размещен на Официальном сайте протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым:
"Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок был размещен заказчиком 22 июня 2022 года, протокол подведения итогов был опубликован 23 июня 2022 года и был размещен на ЭТП (Сбербанк ACT), однако согласно журналу интеграции с ЕИС пакет данных для ЕИС обработан на ЕИС с ошибкой и на ЕИС не опубликован, создание карточки контракта не доступно".
Заказчиком 22.06.2022 на Официальном сайте размещен на электронной площадке протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.06.2022 NПРОII1.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя, протокол подведения итогов не опубликован на Официальном сайте Заказчиком.
Таким образом, вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением о проведении Конкурса объектом закупки является подготовка проектно-сметной документации на капремонт с госэкспертизой.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по проектированию и изыскательские работы представляют собой единый комплекс подрядных работ, неразрывно связанных между собой.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Кроме того, согласно части 4 статьи 48 ГрК, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций - в соответствии с ч. 2 ст. 47 и ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ для выполнения инженерных изысканий участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий; - в соответствии с ч. 4 ст. 48 и ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ для выполнения работ по подготовке проектной документации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования; Требование не предъявляется к унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, лицам с госучастием".
Кроме того, Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, в том числе: "- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ (пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ): требование установлено. подтверждающими документами являются:
- выписка из реестра СРО, выданная по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 подтверждающая что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий;
- выписка из реестра СРО, выданная по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 подтверждающая что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования".
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является разработка проектно-сметной документации, участник закупки в силу требований Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, Комиссия приходит к выводу о том, что требование Извещения о проведении конкурса о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе следующее:
"Оценивается общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий.
К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), относящиеся к одному или нескольким из следующих контрактов (договоров):
- контракт (договор), предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона 44-ФЗ;
- договор, предусматривающий выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий".
Изучив указанный порядок оценки заявок, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанного условия об оценке наличия опыта на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта, так как в порядке оценке однозначно не установлено, какие контракты и на каких объектах будут приниматься Конкурсной комиссией.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки условия о том, что к оценке принимаются контракт (договор), предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона 44-ФЗ не соответствует предмету закупки.
Таким образом, вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОЕКТ СЕРВИС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 15 статьи 48, части 6 статьи 31, пунктов 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.07.2022 N 050/06/105-25660/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июля 2022 г. N 050/06/105-25660/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022