Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖЭНЕРГОСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Автономного учреждения "Объединенная дирекция парков городского округа Долгопрудный" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок-Долгопрудный" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на работы по благоустройству Центрального парка культуры и отдыха (между ул. Ак. Лаврентьева и ул. Спортивная) (извещение N 0848300057122000108 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего рассмотрения заявок участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено 21.06.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 135 135 140,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 07.07.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса;
6) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИЯ КОММЕРЦИИ" (далее - Победитель).
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссии ненадлежащим образом проведена процедура рассмотрения и оценки заявки Заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.07.2022 NПРОII1 (далее - Протокол) заявке Заявителя присвоено 0,00 баллов по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация").
В Приложении 1 Дополнительные файлы протокола установлено, в том числе следующее:
"Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки (Признак N 1) "общее количество исполненных участником закупки договоров"
N п/п |
Идентификационный номер заявки |
общее количество исполненных участником закупки договоров, принятых к расчету, руб. |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Значимость показателя оценки, процентов |
Примечание |
2 |
112172485 |
2 |
0 |
0 |
- |
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В составе заявки приложено всего 2 договора, которые были приняты к оценке. Эти же договоры участником были использованы для подтверждения своего опыта по ч. 3 ст. 31 44-ФЗ (предквалификация).
Как верно указал в своей жалобе участник расчет производится согласно нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Так, оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Таким образом, для расчета нам необходимо знать максимальное значение хтах, которое в данном случае составляет 428, значение xi, которое в данном случае составляет 2, а также минимальное значение Xmin, которое в данном случае также составляет 2. Итого:
(2-2)*(100/(428-2)) = 0, поскольку при умножении на 0 в любом случае получаем 0 по правилам математики из школьной программы.
Таким образом, комиссией заявка заявителя жалоба была рассмотрена в соответствии с действующим законодательством".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Конкурсной комиссии не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Конкурсной комиссии.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Победителя, в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно Протоколу заявке Победителя присвоено 40,00 баллов по критерию "Квалификация".
В рамках критерия "Квалификация" по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" установлено, в том числе следующее:
"Наличие исполненного договора (договоров), предметом которого являются работы (услуги) по благоустройству пространств (территории).
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Под работами (услугами) сопоставимого характера понимаются работы (услуги) по благоустройству пространств (территории)".
Вместе с тем, в составе заявки Победителя представлены в том числе следующие контракты (договора), принятые к оценке Конкурсной комиссией по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров":
- договор N 53-О2018 от 04.08.2018, на установку ограждений;
- договор N 3-О2018 от 01.08.2018, на установку ограждений;
- договор N 71-О2018 от 04.08.2018, на установку ограждений;
- договор N 60-В2018 от 04.09.2018, на установку ворот на участке по адресу: Ярославская область, р-н Переславский, ДНП "Вашутино", ул. Вашутинская, участок N47) и тд.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части принятия к оценке указанных договоров, представленных в составе заявки Победителя, не соответствует порядку оценки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих правомерность действий Конкурсной комиссии.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссии ненадлежащим образом проведена процедура рассмотрения и оценки заявок участников закупки.
Частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
Согласно части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Заявитель в составе жалобы ссылается о наличии нарушений части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе, поскольку согласно протоколу подведения итогов присутствовало лишь два члена комиссии.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
При этом Закон о контрактной системе не содержит сведений относительно того, что членов комиссии должно быть не менее 3 человек, не считая председателя и заместителя председателя комиссии.
Как верно отмечено в жалобе в составе комиссии 3 человека:
Курсова Светлана Васильевна |
Председатель комиссии |
МАКСИМОВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ |
Зам. председателя комиссии |
Александрова Вероника Николаевна |
Член комиссии |
При этом согласно п 2. Ст. 39 2. решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Согласно п. 8 ст. 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
Что и было сделано, поскольку из 3 членов участвовало 2 человека, т.е 2/3 общего числа ее членов, что составляет более 50%".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Конкурсной комиссии не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно Протоколу заявке участника закупки "112231843" присвоено 27,70 баллов по критерию "Квалификация" и указано в том числе следующее:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Порядковый номер заявки, присвоенный заказчиком |
Оценка заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Оценка заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 1 -4 ч. 1. ст. 32 Закона N 44-ФЗ |
112223871 |
3 |
58,94 |
6,57 |
65,51 |
112231843 |
2 |
57,72 |
27,70 |
85,42 |
112236265 |
1 |
57,94 |
40,00 |
97,94 |
112172485 |
4 |
60,00 |
0,00 |
60,00 |
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заявителем жалобы в составе заявки был предоставлен документ "Рекомендованная форма "Квалификация участников закупки"", в котором содержатся записи о наличии 401 договора, при этом часть договоров не понумерована, а в графе итого указано 443 договора.
Для расчета нам необходимо знать максимальное значение xmax, которое в данном случае составляет 428, значение xi, которое в данном случае составляет 401-105=296, а также минимальное значение Xmin, которое в данном случае составляет 2.
Итого:
(296-2)*(100/(428-2)) = 69,02 с учетом округлений, с учетом значимости - 27,60
В протоколе указана другая цифра 69,25 (с учетом значимости 27,70), что произошло в виду технической ошибки в связи с первоначальным округлением".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Вместе с тем, в Извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки по критерию: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Извещении о проведении Конкурса информации о порядке оценки заявок подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно проектной документации срок строительства составляет: "Продолжительность строительства составляет: 7 месяцев, включая 1 месяц на подготовительный период".
Вместе с тем, Заказчиком в разделе III. Сроки и место выполнения работ Проекта контракта установлено, в том числе следующее:
"3.2. Срок выполнения работ: Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения обязательств по контракту (Сведения об обязательствах сторон и порядке оплаты приложение 2 к Контракту). Начальный срок выполнения работ: с даты заключения Контракта. Конечный срок выполнения работ: до 15 ноября 2022 года".
Заказчиком в Техническом задании установлено что работы выполняются в соответствии с проектной документацией, сметной документацией, а также ведомостью объемов работ.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно подтверждающих возможность исполнить обязательства предусмотренные контрактом, в том числе в соответствии с проектной документацией и в сроки установленные проектом контракта.
Таким образом выполнение работ по благоустройству Центрального парка культуры и отдыха (между ул. Ак. Лаврентьева и ул. Спортивная) в установленные Заказчиком в проекте контракта сроки не представляется возможным.
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок выполнения работ, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Заказчиком в пункте 2.1 проекта контракта установлено, в том числе следующее:
"2.1. Цена Контракта составляет ______ (_____) рублей ___ (___) копеек, ________(в том числе НДС - __ процентов, ______ (______) рублей ___ (___) копеек) (далее - Цена Контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта".
При этом, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении значения цены контракта, поскольку в проекте контракта отсутствует положение о стоимости контракта, в случае его заключения с хозяйствующим субъектом - не плательщиком НДС.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом положений проекта контракта нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНТАЖЭНЕРГОСЕРВИС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выдано ранее по делу от 13.07.2022 N 050/06/105-24802/2022.
5. Материалы дела от 22.07.2022 N 050/06/105-25690/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 июля 2022 г. N 050/06/105-25960/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022