Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МБОУ "Школа N11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым" (далее - Заказчик) - М.Н.Залевский (по доверенности),
- Администрация г. Феодосии Республики Крым (Уполномоченный орган) - И.В.Рыбина (по доверенности)
- ООО НИЦ "Башкортостан" (далее - Заявитель) - М.А. Воленко (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Монтаж системы видеонаблюдения (системы охранного телевидения (СОТ) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа N 11 им. А.В. Преснякова г. Феодосии Республики Крым", расположенном по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 11" (извещение N0175300034122000122) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3
статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно доводу Заявителя: "Заказчиком не был установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236)".
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 2(2) Постановления Правительства N1236 в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
Комиссия отмечает, что в случае если поставляемый при выполнении работ товар содержит в своем составе программное обеспечение, у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Из извещения о проведении Закупки следует, что основные элементы (оборудование) видеонаблюдения, указанные в документации являются товаром, поставляемым при выполнении работ.
Проанализировав техническую часть извещения о проведении закупки, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что объектом Закупки является выполнение комплекса работ, при этом, при выполнении работ неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение Windows 10 Pro.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, при этом Объектом закупки являются камеры видеонаблюдения, которые имеют характеристику "Разрешение видео - не менее Full-HD", для использования которой необходимо встроенное программное обеспечение в камере видеонаблюдения.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком приобретаются камеры видеонаблюдения (КТРУ 26.40.33.110-00000010), которые имеют обязательную характеристику "Разрешение видео - не менее Full-HD".
Согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа в ходе поставки объекта закупки программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения контракта, в связи с чем оснований для применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имеется.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N1236 Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был утверждён Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных утверждённому приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 встроенное программное обеспечение попадает под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем согласно Извещению, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии Постановлением N 1236 в Извещении не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
На заседании комиссии установлено, что в прикрепленном документе "Извещение видеонаблюдение_испр.docx" разработанный Заказчиком, в разделе "Требования к участникам электронного аукциона" Заказчиком установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Запрет не установлен в извещении, размещенном и сформированном в единой информационной системе Уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки состоит из структурированной информации, предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и прилагаемых документов, предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки заполняется структурированная информация, а также прикладываются необходимые документы.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении о проведении электронного аукциона является приоритетной.
Таким образом, Уполномоченным органом нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Довод признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.