Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное МКУ "Дирекция по реконструкции Правобережных очистных сооружений", о включении информации об ООО "ИБТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее соответственно - Реестр, Обращение),
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Дирекция по реконструкции правобережных очистных сооружений" направлена в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информация об ООО "ИБТ" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 25.07.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.07.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Уполномоченным органом в лице муниципального учреждения "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" 15.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 пункта 8 статьи 33 Закона о контрактной системе на право заключения муниципального контракта на "Реконструкцию правобережных очистных сооружений канализации г. Улан-Удэ. 1 этап. 2 пусковой комплекс. Корректировка" (номер извещения в ЕИС - 0302300048722000098) (далее - Извещение, Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 12 938 265 180 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2022 N ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе не подано ни одной заявки от участников закупки, в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся и муниципальным учреждением "Улан-Удэстройзаказчик" принято решение заключить муниципальный контракт с ООО "ИБТ".
Между муниципальным учреждением "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "ИБТ" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 04.04.2022 N 25-1-93/0098, цена которого составила 12 938 260 000 руб.
(далее - Контракт).
При этом дополнительным соглашением от 17.06.2022 N 1 к Контракту от муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" осуществлена передача прав и обязанностей по Контракту МКУ "Дирекция по реконструкции Правобережных очистных сооружений" (далее - Заказчик).
В силу пункта 1.1 Контракта Подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по реконструкции объекта капитального строительства, указанного в Контракте (далее - Работы, Объект),и передать Объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять Объект и уплатить определенную Контрактом цену.
На основании пункта 2.1 Контракта срок начала и окончания выполнения Работ: с даты подписания до 15.12.2024 включительно.
Срок начала и окончания (конечный срок) реконструкции Объекта, промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом Работ определены графиком выполнения строительно-монтажных Работ (приложение N 2 к Контракту) (далее - График), а сроки и размеры оплаты выполненных строительно-монтажных Работ и иных предусмотренных Контрактом Работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных Работ в случае досрочного прекращения Контракта) - графиком оплаты выполненных Работ (приложение N 3 к Контракту).
Согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить Работы на Объекте в сроки, предусмотренные Графиком в соответствии с проектной и рабочей документациями.
При этом Графиком установлен срок выполнения подготовительных и общестроительных работ с 01.04.2022 по 30.06.2022.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта Подрядчик при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 10 % от НМЦК, уменьшенной на размер аванса,что составляет 905 678 562,60 руб. в денежном выражении.
Извещением установлен размер обеспечения исполнения
Контракта - 10,0 % от НМЦК, уменьшенной на размер аванса.
Согласно пункту 12.1.1 Контракта исполнение Контракта может обеспечиваться в том числе предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Из материалов Обращения следует, что Подрядчиком не получена независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения Контракта, а также Подрядчик по состоянию на 06.07.2022 не приступил к подготовительным и общестроительным работам, что привело, по мнению Заказчика,к значительному отставанию от Графика.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании изложенного, действия Заказчика, заключившего Контракт с Подрядчиком в отсутствие представленного обеспечения его исполнения, являются нарушением пункта 1 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.5.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
Учитывая, что Подрядчик не представил независимую гарантию,а также не приступил к выполнению подготовительных и общестроительных Работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 07.07.2022 N 53 (далее - Решение).
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,что 08.08.2022 Решение передано представителю Подрядчика нарочно,что подтверждается соответствующей отметкой, в связи с чем датой надлежащего уведомления является 08.08.2022.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 13.07.2022 в 10:18 (МСК+5), то есть за пределами срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 19.07.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представители Подрядчика на заседании Комиссии пояснили,что с целью исполнения обязанности по представлению Заказчику независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения Контракта Подрядчиком получено предварительное одобрение в нескольких банковских организациях.
При этом, в связи с заключением дополнительных соглашений к Контракту от 17.06.2022 N 1, от 05.07.2022 N 2, которые вносили существенные изменения в условия Контракта, увеличивался срок рассмотрения финансовыми организациями заявок на выдачу независимой гарантии.
Представители Подрядчика пояснили, что на момент расторжения Контракта ПАО "Совкомбанк" и Подрядчиком согласован проект независимой гарантии N 175317 на сумму 905 678 262, 60 руб. со сроком действия до 30.01.2025.
Кроме того, Подрядчик письмом от 07.07.2022 N 2022/07-88 направил Заказчику проект независимой гарантии на согласование. Вместе с тем ответ от Заказчика не получен.
Также представители Подрядчика на заседании Комиссии сообщили, что Подрядчик письмами от 08.07.2022 N 2022/07-102, от 08.07.2022
N 2022/07-103, от 08.07.2022 N 2022/07-104, от 29.06.2022 N 2022/06-526 сообщил Заказчику о наличии 178 критических замечаний в отношении проектных решений и проблем, выявленных в ходе производства Работ на Объекте.
Вместе с тем ответы на указанные письма от Заказчика не получены.
Кроме того, письмами от 30.05.2022 N 2022/05-392, от 31.05.2022
N 2022/05-429, от 23.06.2022 N 2022/06-414, от 08.07.2022 N 2022/07-107 Подрядчик сообщил Заказчику о наличии замечаний к содержанию рабочей документации, письмом от 12.07.2022 N 2022/07-152 о наличии 461 замечания к выданной сметной документации.
Представители Заказчика не представили документы и сведения, позволяющие Комиссии сделать вывод об устранении замечаний к рабочей и сметной документациям.
Также из представленных на заседании Комиссии пояснений Подрядчика следует, что с даты заключения Контракта и до настоящего времени Подрядчик за свой счет производит работы на объекте строительства: мобилизована строительная техника в количестве 30 единиц и человеческие ресурсы, закуплены строительные материалы, построены вагон-городки для рабочего персонала и штаб строительства, смонтировано и подключено в круглосуточном режиме видеонаблюдение за строительной площадкой, установлены линии электроснабжения строительной площадки, сформированы и усилены бетонным покрытием камеры тепловых сетей ПОСК, выполнено устройство временных приобъектных складов.
Согласно подпункту "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том,что Подрядчиком предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "ИБТ" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь статьей 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "ИБТ" (ИНН: 7704818388), в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 5 статьи 93, пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 27.07.2022 по делу N 22/44/104/253 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.