На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
Депутата Государственной Думы А.К. Лугового (далее - Заявитель),содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ Ленинградской области "Центр безопасности дорожного движения" (далее - Заказчик),Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению в аренду подсистемы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации на территории Ленинградской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0145200000422001005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действиях Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушают следующие действия Заказчика, Уполномоченного органа:
1) неправомерно объединены в один лот услуги по предоставлению в аренду подсистемы фотовидеофиксации и услуги по предоставлению сведений о количестве проездов и нарушений правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД);
2) в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) установлено неправомерное условие о возможности изменения существенных условий контракта, а именно условие о том, что Заказчик вправе по согласованию с исполнителем заменить адреса оказания услуг путем заключения дополнительного соглашения;
3) установлен срок оказания услуг по государственному контракту, который превышает срок финансового периода на которые доведены бюджетные лимиты;
4) установлено неправомерное требование к участникам закупки о загрузке в СПО "Паутина" действующего скана свидетельства о поверке на комплексы фотовидеофиксации;
5) в требованиях к качественным, техническим и функциональным характеристикам оборудования подсистемы Извещения не установлено описание качественных, технических и функциональных характеристик оборудования подсистемы;
6) в описании объекта закупки Извещения установлены излишние требования к комплексам фотовидеофиксации;
7) в описании объекта закупки установлены обязанности по исполнению государственного контракта, зависящие от волеизъявления третьих лиц, которые не являются стороной государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 21.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.07.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 627 300 000 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Ленинградской области, КБК - 02904091280213150242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.07.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукциона признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка;
7) по итогам рассмотрения единственной заявки ООО "Спецтехсервис" (ИНН: 5017092930) (далее - Победитель), такая заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот услуги по предоставлению в аренду подсистемы фотовидеофиксации и услуги по предоставлению сведений о количестве проездов и нарушений ПДД.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг по предоставлению в аренду подсистемы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Пунктом 2.1.4 описания объекта закупки Извещения установлено, что исполнитель на весь срок предоставления в аренду комплексов фотовидеофиксации должен обеспечивать работоспособность и функционирование комплексов фотовидеофиксации в режиме реального времени, 7 (семь) дней в неделю 24 (двадцать четыре) часа в сутки, осуществлять эксплуатацию комплексов фотовидеофиксации, обеспечивать предоставление защищенных каналов связи, нести расходы на их содержание, технологическое обслуживание, включая расходы на ремонт, расходы на проведение поверки комплексов фотовидеофиксации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, на оплату защищенных каналов связи, расходы на аренду опор (при необходимости) и расходы на электроэнергию.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные условия Извещения технологически связаны между собой и установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлено неправомерное условие о возможности изменения существенных условий контракта, а именно условие о том, что Заказчик вправе по согласованию с исполнителем заменить адреса оказания услуг путем заключения дополнительного соглашения.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Пунктом 2.2 проекта контракта Извещения установлено, в том числе, что стороны путем подписания дополнительного соглашения к государственному контракту вправе вносить изменения в описание объекта закупки в части мест оказания услуг (в пределах Ленинградской области), без увеличения цены государственного контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 19.11.2019 N 8 предусмотрена обязательная передислокация комплексов фотовидеофиксации на основании анализа статистики зафиксированных нарушений ПДД.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с условиями проекта контракта Извещения стороны вправе вносить изменения в части мест оказания услуг исключительно в пределах Ленинградской области.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлен срок оказания услуг по государственному контракту, который превышает срок финансового периода, на которые доведены бюджетные лимиты срок оказания услуг по государственному контракту.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Пунктом 2.4 проекта контракта Извещения установлено, что сроки оказания услуг: в течение 60 месяцев с даты подписания акта(ов) приема-передачи конструктивных элементов подсистемы автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации на территории Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 2.6 проекта контракта Извещения контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 31.12.2027 (включительно).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с Извещением финансовое обеспечение закупки составляет: оплата за 2022 год - 338 548 000 рублей, оплата за 2023 год - 725 460 000 рублей, оплата за 2024 года - 725 460 000 рублей, оплата на последующие годы - 1 837 832 000 рублей.
При этом в соответствии с пунктом 1.1.3 описания объекта закупки Извещения финансирование закупки осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2022, 2023 и 2024 годы, а также 2025, 2026, 2027 года на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 15.03.2022 года N 148-р "О заключении государственного контракта для обеспечения государственных нужд Ленинградской области на оказание услуг по аренде подсистемы".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлено неправомерное требование к участникам закупки о загрузке в СПО "Паутина" действующего скана свидетельства о поверке на комплексы фотовидеофиксации.
В соответствии с пунктом 2.3.6.21 описания объекта закупки Извещения в состав электронного комплекта документов и фотоматериалов для загрузки в СПО "Паутина" по каждому комплексу ФВФ должен входить, в том числе скан свидетельства о поверке средства измерений.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с Извещением Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки скана свидетельства о поверке на комплексы фотовидеофиксации. Кроме того, вышеуказанное условие установлено к исполнителю по государственному контракту.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в требованиях к качественным, техническим и функциональным характеристикам оборудования подсистемы не установлено описание качественных, технических и функциональных характеристик оборудования подсистемы.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что приложением N 8 к описанию объекта закупки Извещения установлены требования к характеристикам поставляемого товара "Оборудование, конструктивные элементы Подсистемы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации на территории Ленинградской области". Так, например, к товару "Оборудование, конструктивные элементы подсистемы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения" (далее - Оборудование) установлены, в том числе следующие характеристики: "Максимальные пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении скорости: не менее -2 - не более + 2 км/ч, "Протяженность зоны контроля комплекса должна быть от не менее 20 до более 50 м, "Потребляемая мощность фоторадарного блока: должна быть 250 Вт" и др.
Изучив приложение N 8 к описанию объекта закупки Извещения, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки установлены излишние требования к Оборудованию, а именно: "по принципу измерения параметров транспортных средств комплексы должны быть радиолокационные (Р) и с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В)"; "Оборудование должно выявлять отсутствие средств индивидуальной защиты у водителя и пассажира ТС и взаимодействовать с средствами определения шума ТС".
В приложении N 8 к описанию объекта закупки Извещения к Оборудованию установлены, в том числе следующие характеристики: "по принципу измерения параметров транспортных средств комплексы должны быть радиолокационные (Р) и с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В)".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика. При этом представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены сведения о соответствии вышеуказанных характеристик как минимум двум производителям товара, а именно: "ООО НПП "Горизонт" и ООО "СДВК".
Кроме того, изучив заявку Победителя, Комиссией установлено, что в составе заявки Участником закупки представлено Оборудование торговой марки "Стрелка - Плюс".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в установлении требования к характеристике Оборудования, а именно "по принципу измерения параметров транспортных средств комплексы должны быть радиолокационные (Р) и с измерением по видеокадрам (видеосигналу) (В)", не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с пунктом 1 приложения N 4 к описанию объекта закупки Извещения Оборудование должно выявлять отсутствие средств индивидуальной защиты у водителя и пассажира ТС и взаимодействовать с средствами определения шума ТС.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не указан тип марки и модели устройств определения шума, с которым необходимо взаимодействовать Оборудованию.
Кроме того, требование о необходимости выявления Оборудованием отсутствия средств индивидуальной защиты у водителя и пассажира ТС противоречит положениям Извещения, поскольку в приложении N 3 к описанию объекта закупки Извещения отсутствует вид нарушений ПДД РФ в части отсутствия средств индивидуальной защиты, фиксацию которых обеспечивает Оборудование.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки установлены обязанности по исполнению государственного контракта, зависящие от волеизъявления третьих лиц, которые не являются стороной государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2.3.6.12 описания объекта закупки Извещения исполнитель обязан произвести мероприятия по согласованию и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу (далее - ПОДД) для участка дороги, на котором будет установлен комплекс, а также в случае установки комплекса в населенном пункте - ПОДД для всех участков дорог в зонах въезда в данный населенный пункт с собственником автомобильной дороги и предоставить Заказчику согласованный и утверждённый ПОДД с отображением следующих данных: расположение каждого измерительного Комплекса с контролируемыми полосами движения, скоростные ограничения на контролируемых участках дорог, наличие дорожного знака "Фотовидеофиксация" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2441 "О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и дорожной разметки фотовидеофиксации.
Согласно пункту 2.3.6.13 описания объекта закупки Извещения исполнитель обязан в соответствии с утвержденным ПОДД обеспечить нанесение дорожной разметки 1.24.4 на каждой полосе движения к месту установки измерительного Комплекса со всех направлений в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" и установку отсутствующих дорожных знаков "Фотовидеофиксация" (вне населенного пункта на расстоянии 150 - 300 до зоны контроля каждого измерительного комплекса при движении к нему со всех направлений дороги, в населенном пункте - со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25).
Пунктом 2.3.6.15.1 описания объекта закупки Извещения установлено, что до начала оказания услуг по аренде комплексов исполнитель обязан обеспечить согласование включения комплексов в СПО "Паутина" с ЦАФАП в ОДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, "утверждение" комплексов ФВФ в СПО "Паутина".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Оборудование предназначено для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, на основании зафиксированных ими фактов таких правонарушений ЦАФАП в ОДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выносит постановления по делам об административных правонарушениях с использованием СПО "Паутина". В целях обеспечения законности вынесения таких постановлений в соответствии с КоАП РФ, Федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подзаконных к нему актов, все условия организации дорожного движения, в том числе ограничения скорости дорожного движения должны быть отражены в утвержденных в установленном порядке проектах организации дорожного движения.
Оборудование является элементом обустройства дорог, которые монтируются на различные опоры (существующие или вновь устанавливаемые) и подключаются к сетям энергосбережения. При этом надлежащее исполнение обязательств по монтажу и запуску в эксплуатацию Оборудования зависит от действий со стороны владельцев автомобильных дорог, владельцев опор, энергосетевых организаций.
Таким образом, вышеуказанные условия установлены в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
8. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 27.07.2022 по делу N 28/06/105-2441/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены следующие нарушения:
- части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе,выразившееся в установлении противоречивых сведений в отношении срока предоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе,выразившееся в ненадлежащем установлении в Извещении описания объекта закупки.
Кроме того, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе от 27.07.2022 по делу N 28/06/105-2441/2022,согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу необходимо,в том числе при заключении государственного контракта установить положение о сроках предоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 27.07.2022 N 28/06/105-2441/2022.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.07.2022 по делу N 28/06/105-2441/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.