Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ФБУН ГНЦ ПМБ (далее - Уполномоченный орган) Фатеевой О.В., представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), ООО "Самарская градостроительная компания" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение, направленное Уполномоченным органом о включении информации об ООО "Самарская градостроительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "Самарская градостроительная компания" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения ООО "Строительная компания "Гранд" от заключения государственного контракта и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила следующее.
Заказчиком 30.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту государственной собственности: "Реконструкция корпуса N 22 под производство лечебных иммунологических препаратов" ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора по адресу: 142279 Московская обл., г.о. Серпухов, пос. Оболенск, территория "Квартал А", д. 24, стр. 1 (номер извещения в ЕИС - 0348100015222000023) (далее - Извещение, Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 N ИЭА2 победителем признано
ООО "Самарская градостроительная компания".
Комиссией установлено, что ООО "Самарская градостроительная компания" в установленный Законом о контрактной системе срок проект государственно контракта не подписало, в связи с чем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.07.2022
N ППУ20_1.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии установлено, что 17.06.2022 Комиссией принято решение по делу N 28/06/105-1947/2022 (далее - Решение), согласно которому в действиях Заказчика выявлено нарушения пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в действиях Комиссии по осуществлению закупок ФБУН ГНЦ ПМБ (далее - Комиссия по осуществлению закупок) нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Комиссией Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 17.06.2022 N 28/06/105-1947/2022 об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, согласно которому предписано, в том числе:
"1. Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2022 N ИЭА1; (далее - Протокол).
2. Оператору электронной площадки:
- отменить протокол подачи ценовых предложений от 08.06.2022 NЦПА1;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе об отмене Протокола, о прекращении действия заявок, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе, а так же о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), открытых участниками закупки, денежных средств, в случае если срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки истек;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участником закупки, подавшего заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу:
- привести извещение о проведении Аукциона в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.06.2022 по делу N 28/06/105-1947/2022 и разместить соответствующее извещение о проведении Аукциона в ЕИС;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС соответствующего извещения о проведении Аукциона.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.06.2022 по делу N 28/06/105-1947/2022.".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено статьей 47 ГрК РФ. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также -договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Пунктом 15 Приложения N 3 к Извещению установлено следующее: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования ст. 47-48 "Градостроительный кодекс Российской Федерации", что должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. За исключением случаев, перечисленных в 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ".
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту государственной собственности: "Реконструкция корпуса N 22 под производство лечебных иммунологических препаратов" ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора по адресу: 142279 Московская область, городской округ Серпухов, п. Оболенск, территория "Квартал А" дом 24 стр. 1.
При этом учитывая, что результатом выполнения работ по государственному контракту является разработка проектной документации, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, является неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Извещении ненадлежащее требование к участникам Аукциона, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание Комиссии ФАС России от 17.06.2022 по делу
N 28/06/105-1947/2022 об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Подпунктом "а" пункта 14 Постановления N 1078 установлено,что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт.
Таким образом, информация об ООО "Самарская градостроительная компания" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Постановлением N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Самарская градостроительная компания" (ИНН: 6318055115), в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.07.2022 по делу N 22/44/104/260 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.