На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращения ООО "Технологии успеха" (далее - Заявитель), содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении
СПБ ГБУ "Информационно-методический центр" (далее - Заказчик),Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на предоставление неисключительного права на использование программного обеспечения пакет безопасности для СПБ ГБУ "Информационно-методический центр" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372200286922000002) (далее -Аукцион N 1), при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программного обеспечения для СПБ ГБУ "Информационно-методический центр" (номер извещения в ЕИС - 0372200286922000003) (далее - Аукцион N 2,), при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программного обеспечения для СПБ ГБУ "Информационно-методический центр" (номер извещения в ЕИС - 0372200286922000004) (далее - Аукцион N 3), при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратной системы обнаружения вторжений (номер извещения в ЕИС - 0372200286922000005) (далее - Аукцион N 4),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили обращения Заявителя, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1-4.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно взыскавшего плату за участие в Аукционах NN 1-4, превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица,с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 1 Постановления N 564 предусмотрено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
На основании пункта 2 Постановления N 564 в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Согласно обращению Заявителя Оператором электронной площадки по факту заключения контрактов по итогам Аукционов NN 1-4 в адрес Заявителя направлены уведомления о взыскании платы, на основании которых со счета Заявителя списаны денежные средства на общую сумму 9 600 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость в размере 1 600 рублей и предельный размер платы за заключение контрактов в размере 8 000 рублей по результатам осуществления закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной.
Комиссией установлено, что Аукционы NN 1-4 проводились в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с положениями Постановления N 564 при взимании платы за участие в электронном аукционе с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Согласно письменным пояснениям представителя Оператора электронной площадки сумма в размере 1 600 рублей списана Оператором электронной площадки ошибочно.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки по факту заключения контрактов по итогам проведения Аукционов NN 1-4 неправомерно взыскана плата с Заявителя в размере, превышающем предельный размер платы за заключение контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, на размер налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.