На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Главного управление МВД России по Московской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электроного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту комплекса средств информационно-телекоммуникационной системы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100035122000044) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки в части отсутствия сведений о цене единицы запасных частей и услуг по ремонту коммуникационного оборудования.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.06.2022;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -2 000 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета,КБК - 18803020840692019215;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.07.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 07.07.2022;
8)в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Эксперт" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 14 161 375,20 рублей.
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
1. Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки в части отсутствия сведений о цене единицы запасных частей и услуг по ремонту коммуникационного оборудования,что не позволяет участникам закупки определить стоимость единицы таких товаров и услуг и сформировать заявку для участия в закупке.
Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с статьей 22
Закона о контрактной системе цену единицы товара, работы, услуги.
При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее начальную (максимальную) цену контракта (цену отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком проводится закупка в соответствии с положениями части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Так, приложением N 2 к описанию объекта закупки (далее - Приложение N 2) установлен перечень комплекса сетевого оборудования ИТС, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту в количестве 53 позиций, приложением N 3 к описанию объекта закупки (далее - Приложение N 3) установлен перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию комплекса сетевого оборудования ИТС в количестве 10 позиций, приложением N 4 к описанию объекта закупки (далее - Приложение N 4) установлен перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по ремонту (тестированию и настройке) комплекса сетевого оборудования ИТС в количестве 22 позиций, приложением N 5 к описанию объекта закупки (далее - Приложение N 5) установлен перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) и запасных частей, используемых для ремонта комплекса сетевого оборудования ИТС в количестве 151 позиции.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта установлено следующее:
-услуги по ремонту коммуникационного оборудования на общую сумму 498 467,63 руб.;
-части и комплектующие коммуникационного оборудования, используемые при выполнении работ на общую сумму 15 324 298 руб.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, при формировании информации об объекте закупки извещения об осуществлении Аукциона, подлежал к детализации расчет цен, с указанием цены за каждую единицу товара, услуги согласно Приложениям NN 2-5 и в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком не детализирован расчет цен, в связи с чем потенциальным участникам не представляется возможным определить затраты на отдельную услугу или товар, указанные в Приложениях NN 2-5.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила определения размера штрафа) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Пунктом 11 Правил определения размера штрафа установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно пункту 12 Правил определения размера штрафа общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом в соответствии с пунктом 5.2 проекта государственного контракта в случае просрочки исполнения Головным исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Головному исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, согласно пункту 5.3 проекта государственного контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом,а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Головной исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена не в соответствии с Правилами определения размера штрафа в редакции, действующей на момент публикации Извещения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы по делу от 28.07.2022 N П-269/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.