Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ИПН Станкостроение" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку фрезерных обрабатывающих центров с выполнением сопутствующих работ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2073400001222000019) (далее - Аукцион),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявок участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 29.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.08.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 28.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 902 050 167,28 руб.;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", КБК - 00000000000000000413;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.07.2022;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, 3 из которых признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признано ООО "СЛТ" с предложением о цене контракта в размере 834 395 749,16 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также установлены случаи, при которых указанный запрет не устанавливается.
Кроме того, Постановлением N 1236 установлен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с описанием объекта закупки N 1 Извещения поставке подлежит технологическое оборудование - вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ.
В подразделе "система управления" описания объекта закупки N 1 установлено следующее требование к поставляемому оборудованию: "Система управления ЧПУ - SIEMENS 828* либо аналогичная по параметрам и характеристикам".
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2022 N ИЭА1 заявки участников закупки с идентификационными номерами "170", "31", "106" признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку заявки участников закупки не соответствуют требованиям Постановления N 1236 и Указов Президента Российской Федерации от 22.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и от 09.06.2022 N 360 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования" (далее - Указы Президента).
Так, по мнению Заявителя, участниками закупки предлагается к поставке технологическое оборудование со встроенными системами управления Siemens и Fanuc, разработчиками которых являются государства - Германия, Япония, совершающие в отношении Российской Федерации недружественные действия, что может привести к прекращению работы оборудования в период его эксплуатации на территории Российской Федерации, из-за возможной некорректной работы датчиков позиционирования и чипов управления оборудования, ограничивающих работоспособность программного обеспечения, а также существуют риски дистанционного отключения технологического оборудования.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением N 1236 в Извещении не установлен, по причине отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Также, Комиссией установлено, что в Указах Президента не установлены запреты на поставку технологического оборудования с программным обеспечением иностранного происхождения.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в ЕИС размещены обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, NN 299/373, 300/373, в порядке, установленном Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у Комиссии об осуществлении закупок отсутствовали основания для отклонения заявок участников закупки, в связи с предложением участниками закупки технологического оборудования с программным обеспечением иностранного происхождения.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем (далее - Перечень), а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Заказчиком в соответствии с порядком выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, утвержденного Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму" (далее - Приказ Минпромторга России N 1755).
Согласно пункту "в" пункта 5 Приказа Минпромторга России N 1755 в заявке указываются сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования, а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.
В силу пункта 11 Приказа Минпромторга России N 1755 ответственный департамент в течение 3 рабочих дней посредством ГИСП осуществляет сравнение и определение отличий параметров заявленного товара с параметрами продукции, находящейся в реестрах российской и евразийской промышленной продукции и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с заявленным товаром, позволяющие ей выполнять его функции и быть коммерчески взаимозаменяемой с ним.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки являются товары "Вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ" и "5-осевой обрабатывающий центр с системой управления", соответствующие коду ОКПД2 28.41.12.130 "Станки многофункциональные металлообрабатывающие", включенному в Перечень.
Пунктом 21 Извещения установлено следующее: "На основании п. п. а п.3 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" - не установлен".
Комиссией установлено, что Заказчиком с целью осуществления закупки промышленного товара, происходящего из иностранного государства, направлены заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минопромторг России) от 07.12.2020 N 616А/3098/2020 (далее - Заявка N 1) и от 07.12.2020 N 616А/3097/2020 (далее - Заявка N 2) на выдачу разрешений, в ответ на которые получены разрешения Минпромторга России от 15.01.2021 N 1212/05 и от 21.01.2021 N 3116/05.
Вместе с тем Комиссией установлено, что технические характеристики оборудования в описании объекта закупки сопровождаются словами "не более", "не менее", при этом в Заявках NN 1, 2 установлены конкретные показатели.
Например, в Заявке N 1 установлена характеристика к конструированным требованиям оборудования: "длина 6 680 мм.", при этом в описании объекта закупки N 1 Извещения установлена характеристика к конструированным требованиям оборудования: "длина не более 6 800 мм.".
Также, в описании объекта закупки присутствуют дополнительные характеристики.
Например, в описании объекта закупки N 2 Извещения установлена характеристика к подшипникам шпинделя "Керамические или гибридно-керамические", при этом в Заявке N 2 указана характеристика: "Керамические подшипники".
Вместе с тем в описании объекта закупки не указаны все характеристики, указанные в Заявках NN 1, 2.
Например, в Заявке N 2 установлена характеристика для инструментального магазина "Время сменыстружка/стружка 15 сек.", которая отсутствуют в описании объекта закупки N 2 Извещения.
Кроме того, в Заявке N 2 установлено количество единиц закупаемого товара - 3 шт., при этом в описании объекта закупки N 2 Извещения установлено количество закупаемого оборудования - 5 шт.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в описании объекта закупки NN 1, 2 Извещения установлены характеристики товаров, отличные от характеристик товаров, указанных в Заявках NN 1, 2, на основании которых Минпромторгом России выданы разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем не установление в Извещении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616, повлекло к неправомерному допуску заявок участников закупки с идентификационными номерами "170", "31", "106", предложивших товар иностранного происхождения (Китай, Индия).
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ИПН Станкостроение" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 01.08.2022 по делу N 28/06/105-2493/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.