На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении ФМБА России (далее - Заказчик N 1), ФГБУЗ "Новороссийский клинический центр медико-биологического агентства" (далее - Заказчик N 2), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) следующих открытых конкурсов в электронной форме и электронного аукциона на право заключения контракта:
1) на выполнение НИР шифр "ДМА-СКиТО-19" "Экспериментальное обоснование гигиенических нормативов содержания диметиламина в материалах строительных конструкций и на поверхности технологического оборудования" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009119000003) (далее - Конкурс N 1);
2) на выполнение НИР шифр "НДМА-ПДКврз-19" "Экспериментальное обоснование предельно допустимой концентрации нитрозодиметиламина в воздухе рабочей зоны" (номер извещения в ЕИС - 0173100009119000007) (далее - Конкурс N 2);
3) на выполнение НИР шифр "НДМА-почва-19" "Экспериментальное обоснование предельно допустимой концентрации нитрозодиметиламина в почве" (номер извещения в ЕИС - 0173100009119000004) (далее - Конкурс N 3);
4) на выполнение НИР шифр "НДМА-СКиТО-19" "Экспериментальное обоснование гигиенических нормативов содержания нитрозодиметиламина в материалах строительных конструкций и на поверхности технологического оборудования" (номер извещения в ЕИС - 0173100009119000005) (далее - Конкурс N 4);
5) на выполнение прикладной научно-исследовательской работы "Разработка медикаментозного средства купирования судорожного синдрома безотносительно вызвавшего его химического фактора" (шифр "Роса") (номер извещения в ЕИС - 0173100009121000127) (далее - Конкурс N 5);
6) на выполнение прикладной научно-исследовательской работы "Разработка унифицированных методов, включающих отбор проб, для осуществления определения микробиологического и паразитологического загрязнения сточных вод" (шифр "Сточные воды") (номер извещения в ЕИС - 0173100009121000131) (далее - Конкурс N 6);
7) на выполнение прикладной научно-исследовательской работы "Разработка гигиенического норматива - ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ) полихлорбифенилов (ПХБ) в воздухе рабочей зоны" (шифр "ПХБ - ОБУВр.з.") (номер извещения в ЕИС - 0173100009121000120) (далее - Конкурс
N 7);
8) на выполнение прикладной научно-исследовательской работы "Экспериментальное обоснование предельно допустимой концентрации гексахлорбензола в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (шифр "ГХБ-ПДКвода") (номер извещения в ЕИС - 0173100009121000117) (далее - Конкурс N 8);
9) на выполнение опытно-конструкторской работы "Разработка мультианалитного иммунохроматографического устройства для индикации бактериальных возбудителей заболеваний кишечной группы - сальмонелл, шигелл, кишечной палочки и энтеротоксинов" (шифр "МИУ Энтеропатоген") (номер извещения в ЕИС - 0173100009122000020) (далее - Конкурс N 9);
10) на выполнение прикладной научно-исследовательской работы "Разработка мультиэлементного (30-40 элементов) стандартного образца состава крови с использованием метода масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой" (шифр "ГСО состава крови") (номер извещения в ЕИС - 0173100009121000123) (далее - Конкурс N 10);
11) на выполнение НИР "Оценка радиационного риска и разработка мероприятий медико-дозиметрического обеспечения при работе с соединениями трития" (шифр "Элемент-20") (номер извещения в ЕИС - 0173100009120000008) (далее - Конкурс N 11);
12) на выполнение НИР "Апробация и внедрение комплекса санитарно-эпидемиологических и радиационно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда персонала предприятий, выполняющих работы по утилизации атомных подводных лодок и судов атомного технологического обслуживания" (шифр "Причал - 20") (номер извещения в ЕИС - 0173100009120000010) (далее - Конкурс N 12);
13) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство объекта (включая проектно-изыскательские работы) "Медико-санитарная часть N 5" федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новороссийский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (г. Волгодонск, Ростовская область)" (номер извещения в ЕИС - 0358100011220000150) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика
N 1, Заказчика N 2 26.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.08.2022.
1.1 В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на дату размещения извещений о проведении Конкурсов NN 1-4, N 11, N 12 (номера извещений в ЕИС 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005, 0173100009120000008, 0173100009120000010), конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Порядком оценки участников закупки установлен следующий порядок оценки:
1) Цена контракта - значимость критерия 0,2;
2) Квалификация участников закупки - значимость критерия 0,8 (далее - Нестоимостной критерий).
В рамках Нестоимостного критерия установлены следующие показатели оценки заявок участников закупки:
1) Предложения участника конкурса по организации и методике выполнения работ для реализации конкретных задач исследования - значимость показателя - 0,25 (далее - Показатель N 1);
2) Предложения участника конкурса по использованию при выполнении работы имеющегося научно-технического задела ранее выполненных собственных работ по тематике лота - значимость показателя - 0,25;
3) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг - значимость показателя - 0,25 (далее - Показатель N 3);
4) Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера - значимость показателя - 0,25 (далее - Показатель N 4).
Заявки участников закупки по Показателю N 1 оцениваются в следующем порядке:
"Количество баллов, присуждаемых по критерию (Кm), определяется по формуле:
Кm= Кз x Ki х100
где:
Ki - предложение участника Конкурса, заявка которого оценивается;
Кз - значимость показателя (подкритерия) (К3=0,25);
Расчет коэффициента для оценки данного пункта для каждой задачи технического задания:
Ki = 1 - методика выполнения конкретной задачи технического задания раскрыта полностью;
Ki =0 - методика выполнения конкретной задачи технического задания НЕ раскрыта;
Оценка осуществляется членами Конкурсной комиссии на основе рассмотрения содержащихся в заявке на участие в конкурсе описания методики выполнения работы для реализации конкретных задач исследования с указанием методов и основных решений обеспечения выполнения задач и обоснования целесообразности планируемой методики.
В случае отсутствия в заявке на участие в открытом конкурсе предложений участника конкурса по организации и методике выполнения работ для реализации конкретных задач исследования, такой заявке на участие в конкурсе присуждается 0 баллов".
Вместе с тем порядок оценки заявок участников закупки не содержит конкретного порядка присвоения баллов по указанному показателю в зависимости от содержания предложения участника закупки, а также о необходимой степени детализации предложения участника закупки для получения максимального балла, что может привести к субъективному рассмотрению заявок участников закупок конкурсной комиссией и применяться не в равной степени ко всем участникам закупки.
1.2 В рамках проведения Конкурсов NN 1-12 (номера извещений в ЕИС 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005, 0173100009121000127, 0173100009121000131, 0173100009121000120, 0173100009121000117, 0173100009122000020, 0173100009121000123, 0173100009120000008, 0173100009120000010) заявки участников закупки по Показателю N 3 оцениваются в следующем порядке:
"Показатель критерия оценивается на основе справки, согласно рекомендуемой форме заявки на участие в конкурсе, содержащей сведения о всех специалистах (руководителях и ключевых специалистах), в том числе, имеющих ученые степени кандидата наук и доктора наук, привлекаемых к выполнению указанных работ с приложением соответствующих документов - копий дипломов о присуждении ученой степени; копий документов, подтверждающих привлечение Исполнителем специалистов к выполнению работ в рамках научной работы (договор о намерениях или договор на оказание услуг, трудовой договор/контракт или выписка из штатного расписания (при наличии)".
Вместе с тем порядок оценки участников закупки не содержит информации о конкретной области научной деятельности, специалистом которой должен быть привлекаемый сотрудник.
Представитель Заказчика N 1 на заседании Комиссии пояснил, что по указанному показателю возможно представление сведений о специалистах из различных научных сфер деятельности по усмотрению участника закупки, при этом такая информация будет принята к оценке.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанная позиция Заказчика N 1 нивелирует потребность подтверждения участниками закупки наличия квалифицированных сотрудников для выполнения научно-исследовательских работ, поскольку максимальное количество баллов по Показателю N 3 может получить участник закупки, представивший сведения как о кандидатах химических наук, относящихся к предмету закупки, так и кандидат искусствоведческих наук.
1.3 В рамках проведения Конкурсов NN 1-8, 10-12 (номера извещений в ЕИС 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005, 0173100009121000127, 0173100009121000131, 0173100009121000120, 0173100009121000117, 0173100009121000123, 0173100009120000008, 0173100009120000010) заявки участников закупки по Показателю N 4 оцениваются в следующем порядке:
"Показатель оценивается на основании справки, согласно рекомендуемой форме заявки на участие в конкурсе содержащей сведения об успешно выполненных государственных контрактах (контрактах, договорах) с указанием краткого описания выполненных работ за последние 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с приложением соответствующих документов - копий актов сдачи - приема выполненных работ, подтверждающих исполнение государственных контрактов (контрактов, договоров).
Сопоставимыми по характеру считаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, клинические и научные исследования в области тематики данного конкретного лота.
Неподтвержденные участниками конкурса данные о заявленных государственных контрактах, контрактах, договорах по успешному выполнению работ не учитываются при оценке заявки участника конкурса".
Данные положения порядка оценки указывают на необходимость предоставления для целей оценки исключительно договоров/контрактов на выполнение работ, идентичных объекту закупки, например, "НИР шифр "ДМА-СКиТО-19". "Экспериментальное обоснование гигиенических нормативов содержания диметиламина в материалах строительных конструкций и на поверхности технологического оборудования", что не позволяет однозначным образом определить возможность представления участникам закупки опыта выполнения работ по экспериментальному обоснованию гигиенических нормативов содержанию иного химического вещества или экспериментальному обоснованию гигиенических нормативов содержания диметиламина в почве или воде.
Таким образом, действия Заказчика N 1, ненадлежащим образом установившего порядок оценки участников закупки, не соответствуют требованиям Правил, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом в соответствии со статьей 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 1 за правонарушения, совершенные при проведении закупок с номерами извещений 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005, 0173100009120000010, к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика), поскольку на участие в закупках подана одна заявка, в связи чем вышеуказанный порядок оценки не применялся.
2. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в редакции, действующий не момент размещения извещений о Конкурсах NN 1-4 (номера извещений в ЕИС 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005), в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
На заседании Комиссии установлено, что согласно обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов по Конкурсам NN 1-4 Заказчиком N 1 применен метод аналогов, не предусмотренный Законом о контрактной системе, при этом обоснование применения иного метода, не указанного в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, не размещено в ЕИС.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика N 1 пояснил, что установление в качестве метода определения начальных (максимальных) цен контрактов по вышеуказанным закупкам метода аналога является технической ошибкой.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что при формировании начальных (максимальных) цен контрактов по Конкурсам NN 1-4 Заказчиком N 1 использованы контракты от 11.05.2018 N 17734521419180000560/25.443.18.1, от 11.05.2018 N 17734521419180000580/25.444.18.1, от 31.07.2018 N 25.451.18.6 на выполнение научно-исследовательских работ в отношении иных химических веществ.
Например, в отношении Конкурса N 1 НИР шифр "ДМА-СКиТО-19" "Экспериментальное обоснование гигиенических нормативов содержания диметиламина в материалах строительных конструкций и на поверхности технологического оборудования" использован контракт от 11.05.2018
N 17734521419180000560/25.443.18.1 на выполнение государственного оборонного заказа "Экспериментальное обоснование предельно допустимой концентрации нитрозодиметиламина в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", а также контракта от 31.07.2018
N 25.451.18.6 на выполнение исследовательской работы "Экспериментальное обоснование предельно допустимого уровня (ПДУ) загрязнения незащищенных кожных покровов несимметричным диметилгидразином (НДМГ)" (шифр "НДМГ-ПДУ-18").
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика N 1 нарушают часть 1 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 1 за правонарушения, совершенные при проведении закупок с номерами извещений 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005 к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
3. В отношении закупки с номером извещения 0173100009121000120 Комиссией установлено следующее.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 определен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В частности, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования о наличии специальной правоспособности, а именно о наличии лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 установлены требования к составу заявки на участие в закупке.
Так, согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 17.1 информационной карты документации о Конкурсе N 7 "Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ)" в составе заявки участниками закупок необходимо представить "Сертификат аккредитации организации на право разработки нормативно-методических документов (ГН, МУ, СП, СН, СанПиН, Р, МУК)".
Представитель Заказчика N 1 пояснил, что указанное положение установлено соответствии с пунктом 5 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (далее - Положение).
При этом согласно пункту 5 Положения государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя:
разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;
контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;
разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;
контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;
регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Учитывая пункт 5 Положения Комиссия приходит к выводу, что представитель Заказчика N 1 на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о наличии правовых оснований для требования о наличии в составе заявки сертификата аккредитации организации на право разработки нормативно-методических документов (ГН, МУ, СП, СН, СанПиН, Р, МУК) и отсутствии возможности проведения научно-исследовательских работ без их наличия у участника закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика N 1 нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 1 за совершение правонарушения, совершенного при проведении Конкурса N 7 к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. В отношении закупки с номером извещения 0173100009122000020 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в редакции от 16.03.2022 заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Также согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 8.2, 8.3 проекта контракта документации о Конкурсе N 9 "Исполнение Государственного контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет Государственного заказчика, указанный в пункте 7.6 Государственного контракта.
8.3. Способ обеспечения исполнения Государственного контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N 44 ФЗ участником закупки, с которым заключается Государственный контракт самостоятельно.
8.5. В случае, если обеспечением исполнения Государственного контракта является банковская гарантия, такая банковская гарантия должна быть безотзывной, соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика N 1 пояснил, что указанное положение является технической ошибкой.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика N 1 нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5.1 В отношении закупки с номером извещения 0358100011220000150 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в редакции от 01.09.2020 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о требовании к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 7.1 информационной карты документации об Аукционе "Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов:
- действующая выписка из реестра членов СРО, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58".
Вместе с тем, действие Приказа Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" прекращено 19.04.2019 в связи с вступлением в силу с 20.04.2019 Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком N 1 неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 без возможности предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика N 1 нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 2, за совершение правонарушения при проведении Аукциона, к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.2 В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 7.5 информационной карты документации о проведении Аукциона "Требования о привлечении к исполнению контракта СМП и СОНКО", установлено следующее положение "Участник закупки вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков)".
При этом в силу пункт 7.10 проекта контракта документации о проведении Аукциона "В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ Государственным контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности Исполнителей за неисполнение условия о привлечении к исполнению Государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного Государственным контрактом".
При этом представитель Заказчика N 2 на заседании Комиссии пояснил, что указанное противоречие о необходимости привлечения соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является технической ошибкой и требование о привлечении указанных лиц к исполнению контракта не установлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика N 2 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 2 за совершение правонарушения, совершенного при проведении Аукциона к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.3 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 2.3 проекта контракта документации о проведении Аукциона "Оплата выполненных по Контракту Работ осуществляется Государственным Заказчиком на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, поэтапно в сроки и в размерах, которые установлены Графиком оплаты выполненных по Контракту работ (приложение N 5 к Контракту) с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4 к Контракту), Сметы контракта (Приложение N 2 к Контракту) в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Государственным заказчиком акта приемки этапа строительства объекта (приложение N 7 к Контракту)".
При этом приложением N 7 к проекту контракта документации о проведении Аукциона предусмотрен порядок оформления акта приемки этапа строительства объекта, связи с чем оплата выполненных работ осуществляется после завершения каждого этапа исполнения контракта.
Вместе с тем согласно пункту 4.1.6 проекта контракта документации о проведении Аукциона Заказчик N 2 обязан "Оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметы контракта и графика оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ с указанием идентификатора Контракта в платежных документах".
Также в соответствии с пунктом 2.9 проекта контракта документации о проведении Аукциона "основанием для оплаты за выполненные работы являются:
- Акт приемки этапа строительства объекта в соответствии с Приложением N 7 к настоящему Государственному контракту
-Акт приемки выполненных работ (КС-2), подписанный обеими сторонами".
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта документации о проведении Аукциона не указывают однозначным образом о событии, после наступления которого у заказчика возникает обязанность оплаты работ (после исполнения каждого этапа работ или после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, или акта приемки выполненных работ).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика N 2 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 2 за совершение правонарушения, совершенного при проведении Аукциона к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.4 В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство объекта (включая проектно-изыскательские работы) "Медико-санитарная часть N 5" федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новороссийский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (г. Волгодонск, Ростовская область)".
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС не размещены, в том числе следующие разделы проектной документации 1696/01.06.16-ОЧ1, 1696/01.06.16-ИОС 2.2, 1696/01.06.16-ИОС 3.2, 1696/01.06.16-ИОС 4.2, 1696/01.06.16-ИОС 4.3, 1696/01.06.16-ПОД.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика N 2 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения ответственных лиц Заказчика N 2 за совершение правонарушения, совершенного при проведении Аукциона к административной ответственности, истек, в связи с чем такие материалы не передаются соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика N 1:
- при проведении закупок с номерами извещений 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005, 0173100009121000127, 0173100009121000131, 0173100009121000120, 0173100009121000117, 0173100009122000020, 0173100009121000123, 0173100009120000008, 0173100009120000010 нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;
- при проведении закупок с номерами извещений 0173100009119000003, 0173100009119000007, 0173100009119000004, 0173100009119000005 нарушение части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе;
- при проведении закупок с номерами извещений 0173100009121000120 нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- при проведении закупки с номером извещения 0173100009122000020 нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе;
2. Признать в действиях Заказчика N 2 при проведении закупки с номером извещения 0358100011220000150 нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по итогам проведения Конкурсов NN 1-12, Аукциона заключены контракты, предписания об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа материалы от 02.08.2022 по делу N П-272/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении закупок 0173100009121000127, 0173100009121000131, 0173100009121000120, 0173100009121000117, 0173100009122000020, 0173100009121000123.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.