Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
2022-5472
рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ" на действия Заказчика Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003822000020 "Устройство тротуаров по ул. Набережная, ул. Мира, ул. Лесная, ул. Победы, ул.Советская в р.п. Лысые Горы Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
21.07.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" на действия Заказчика Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003822000020 "Устройство тротуаров по ул. Набережная, ул. Мира, ул. Лесная, ул. Победы, ул.Советская в р.п. Лысые Горы Саратовской области" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не установлены требования
согласно Указу N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее-Указ N252).
Представитель Заявителя, не присутствовал на рассмотрении жалобы,
извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, не присутствовал на рассмотрении жалобы,
направил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую
проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
14.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было
размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Лысогорского
муниципального района Саратовской области .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 211 160,00 рублей.
Согласно ч.1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении
закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пп. 11 п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при
применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна
содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия
в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 Указа N252 федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
Согласно п.2 Указа N252 определено обеспечить применение следующих
специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
-совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с
юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
-исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по
совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
-осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по
которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации
продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно сведения из ЕИС в п.1.6 Приложения N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению Заказчиком установлено требование в соответствии с пп. 11 п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат законодательству о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участником закупки в заявке информации, предусмотренной п.п. в п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц".
В силу п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно сведениям из ЕИС в п.1.1 Приложения N 3 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено требование о представлении в заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
При этом в Приложении N 3 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что Информация, предусмотренная пунктом 1.1 настоящего Приложения, направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке нарушают п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 30 КоАП.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в проекте контракта установлены противоречивые сроки приемки выполненных работ.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно сведениям размещённым в ЕИС в Приложении N 4 "Проект контракта" в п. 3.1.5 установлено, что Заказчик обязан в течение пяти рабочих дней после получения от Исполнителя извещения об окончании Работы осмотреть и принять результат Работы с подписанием акта выполненных Работ КС-2, справок КС-3, либо дать мотивированный отказ от приемки Работ.
При этом в п. 5.5 Приложения N 4 "Проект контракта" установлено, что уполномоченный представитель Заказчика (приемочная комиссия) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней осуществляет приемку выполненной работы (ее результатов), включая проведение в соответствии с ФЗ N44-ФЗ экспертизы результатов выполненной работы в части соответствия их объема требованиям, установленным Контрактом. Итоги проведения экспертизы оформляются соответствующим Заключением. Отражённые в заключении по результатам экспертизы предложения учитываются при принятии решения о приёмке или об отказе в приемке выполненных Работ.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта установлены противоречивые сроки приемки выполненных работ, что нарушает требование ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 30 КоАП.
Их жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в проекте контракта неверно установлено применение антидемпинговых мер.
Пунктом 17 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно Извещению размер обеспечения исполнения контракта составляет 72 111,60 рублей.
Таким образом, в случае заключения контракта с участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, а именно 72 111,60 рублей, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 6.4 Приложения N 4 "Проект контракта" в случае если предложенная Исполнителем цена Контракта ниже на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, Контракт заключается только после предоставления Исполнителем обеспечения исполнения Контракта, обеспечивающего надлежащее выполнение обязательств Исполнителя, установленных разделами 1, 3, 4, 5 и пунктом 2.5 (в части предоставления Исполнителем счета/счета-фактуры) Контракта, а также надлежащее исполнение всех иных обязательств Исполнителя, предусмотренных Контрактом, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, установленный от цены, по которой заключается контракт, в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность Исполнителя, с одновременным предоставлением Исполнителем обеспечения исполнения Контракта, размер которого установлен от цены, по которой заключается контракт в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона, и составляет 5 % от цены Контракта, в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона. Информация, подтверждающая добросовестность, предусмотренная частью 3 статьи 37 Закона, предоставляется Исполнителем при направлении Заказчику подписанного проекта Контракта.
Таким образом, действие Заказчика, установившего ненадлежащее требование к обеспечению исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер, нарушает требование п. 17 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 30 КоАП.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок начисления штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее Постановление Правительства N 1042).
Согласно п. 9 Постановление Правительства N 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей
(включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100
млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 9.5 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет 1 000 рублей.
Пунктом 9.7 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет 1 000 рублей
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 211 160,00 рублей, на момент размещения проекта контракта в ЕИС, Заказчик не обладает информацией о размере цены контракта предложенной участниками закупки.
Таким образом, проект Контракта не соответствует требованиям, установленным в Постановлении Правительства N1042.
Действия Заказчика нарушают ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 30 КоАП.
При таких обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2022 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения.
Победителем закупки признан участник с индикационным номером заявки 115, предложивший наименьшую цену контракта 6 093 430,20 рублей.
Разъяснений о положении Извещения от участников закупки не поступало.
С учетом данных обстоятельств, Комиссия Саратовского УФАС России решила выдать предписание об установлении допущенных нарушений при заключении контракта.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" на действия Заказчика Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003822000020 "Устройство тротуаров по ул. Набережная, ул. Мира, ул. Лесная, ул. Победы, ул.Советская в р.п. Лысые Горы Саратовской области" обоснованной в части ненадлежащего установления требований к участникам закупки, сроку приемки выполненных работ, к обеспечению исполнения контракта, к требованиям об ответственности сторон по контракту.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Лысогорского
муниципального района Саратовской области нарушения ч.1, 4 ст. 34, п. 17 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0160300003822000020 "Устройство тротуаров по ул. Набережная, ул. Мира, ул.
Лесная, ул. Победы, ул.Советская в р.п. Лысые Горы Саратовской области".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицуСаратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.