Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель): по доверенности,
ООО "НПП "РЕГИОН" (далее - Участник, Поставщик): генерального директора,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19082-ЭП/22 от 22.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000167),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000167) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 292 068,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "НПП "РЕГИОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НПП "РЕГИОН" заключен государственный контракт N 0372100048822000167 от 15.04.2022 на сумму 574 966,35 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязуется поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 06.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НПП "РЕГИОН" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки. Покупатель вправе направить заявку на поставку Товара по 22.09.2022.
Заявка на поставку Товара от 20.04.2022 N ИС-05-07/2821 была направлена Заказчиком в адрес Поставщика и получена последним 20.04.2022. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 28.04.2022.
Претензией от 06.05.2022 N ИС-05-07/3196 Покупатель уведомил о нарушении сроков исполнения обязательств по Контракту и потребовал осуществить поставку Товара.
02.06.2022 Заказчиком было отказано в приемке доставленного Товара по основаниям, содержащимся в заключении о несоответствии товара (работы, услуги) условиям Контракта, в связи с чем, на поступивший в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке (далее - УПД) от 26.05.2022 N 595, исправление N 1 от 31.05.2022 Заказчиком 03.06.2022 сформирован мотивированный отказ от приемки Товара.
03.06.2022 Заказчиком отказано в приемке доставленного Товара по основаниям, содержащимся в заключении о несоответствии товара (работы, услуги) условиям Контракта, в связи с чем, на поступивший в единой информационной системе в сфере закупок УПД от 31.05.2022 N 605 Покупателем 06.06.2022 сформирован мотивированный отказ от приемки Товара.
Письмом от 24.06.2022 N ИС-21.2-10/4362 Заказчик сообщил об отсутствии правовых оснований для принятия товара, несоответствующего условиям Контракта.
По состоянию на 06.07.2022 ООО "НПП "РЕГИОН" не исполнило обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными Контрактом. Таким образом, Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Покупателю Товар, определенный Контрактом, в срок до 28.04.2022 (включительно).
На основании изложенного, руководствуясь п.п. 4.2 и 9.3 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.07.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.07.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "НПП "РЕГИОН" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "НПП "РЕГИОН" пояснил следующее.
Согласно условиям Контракта, Участник принял обязательство поставить шовный хирургический материал, поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями, Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, срок действия Контракта по 31.10.2022. Участником заблаговременно, до заключения Контракта, проявляя максимальную добросовестность, был размещен заказ на производство у ООО "ПТО "МЕДТЕХНИКА" г. Казань (далее - Производитель), получен счет-наряд N 3296/22 от 06.04.2022, подтверждающий возможность поставки и соответствие технических характеристик.
При приемке поставленного Товара выяснилось несоответствие упаковки шовного материала требованиям технического задания, в связи с чем Заказчиком был оформлен мотивированный отказ о приемке Товара.
Участником незамедлительно был направлен запрос Производителю с просьбой предоставить детальную информацию о причинах и возникших обстоятельствах, препятствующих производству продукции согласно утвержденным требованиям.
Производитель предоставил официальный ответ о невозможности производства в требуемой упаковке в связи с полным прекращением поставок медицинской бумаги вследствие введения жестких санкционных ограничений, направил необходимую информацию от поставщиков сырья и иные документы, свидетельствующую о невозможности поставки в соответствии с требованиями технического задания на период исполнения Контракта.
Письмом (исх. N 85 от 07.06.2022) Производитель подтвердил, что изменение параметров упаковки является мерой вынужденной, исключительной, а отгруженная в адрес Заказчика продукция полностью соответствует всем требованиям ГОСТ, ТУ и иным нормам законодательства, не несет причинения ущерба или вреда здоровью человека.
При исполнении обязательства по Контракту, Участник не мог предвидеть наступление обстоятельств, препятствующих его исполнению, поскольку предметом Контракта является именно поставка, а не производство материалов, и Участник не имел возможности влиять на производственные процессы, контролировать поступление комплектующих, сырья, упаковки и т.д.
Поскольку исполнение Контракта пришлось на период введения против Российской Федерации санкционных ограничений и, как следствие, сложившейся крайне сложной экономической ситуации у Производителя, наступившие обстоятельства для Участника явились чрезвычайными, непредотвратимыми и не свидетельствуют о недобросовестности, халатности или иных умышленных действиях, повлекших отказ от приемки товаров.
Более того, являясь добросовестным и ответственным поставщиком, Участник немедленно обратился в Торгово-промышленную палату Республики Татарстан с просьбой дать независимую оценку или заключение о наличии в действиях Участника признаков недобросовестности.
Официальный ответ Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан (исх. N 2/914 от 13.07.2022) также подтвердил о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению Контракта вследствие введения санкций и мер ограничительного характера, что является самостоятельным основанием для отказа во включении информации об Участнике в Реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе исполнения Контракта Участник своевременно информировал Заказчика о предпринимаемых действиях и возникающих трудностях (получение заявки, отгрузка, возражения на мотивированный отказ), проявляя максимальную добросовестность и взаимодействие, о чем свидетельствует переписка по электронной почте.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "НПП "РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "НПП "РЕГИОН" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "НПП "РЕГИОН", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Вместе с тем представитель Заказчика не настаивал на включении ООО "НПП "РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "НПП "РЕГИОН" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "НПП "РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "НПП "РЕГИОН" (ИНН: 1654029151) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.