Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ГБОУ гимназия N 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Вкус" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19424-ЭП/22 от 27.07.2022) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (социального питания) в Государственных бюджетных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах (группа 1) (извещение N 0172200002222000126) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 21.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002222000126.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 307 046,03 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, Уполномоченного органа, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, в том числе следующее:
Общество указало в жалобе на нарушения Заказчиком частей 1,2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ): в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям. Вместе с тем, из доводов жалобы не ясно, каким образом описание объекта рассматриваемой закупки нарушает вышеприведенные положения Закона о контрактной системе.
Общество цитирует положения контракта (пункты 2.1, 3.1.5, 3.1.8) и делает вывод о том, что исполнитель должен осуществлять приготовление пищи в соответствии с утвержденным меню (стр. 2 жалобы). Однако этот вывод не свидетельствует о каких-либо нарушениях, допущенных Заказчиком.
Из позиции Общества не усматривается каким нормативным актом предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать в документации требование о предоставлении участниками конкурса утвержденных меню.
Пункт 3.1.8 контракта гласит: "Исполнитель обязан утвердить меню и согласовать его с руководителем организации, в которой организуется питание детей. Организовать приготовление горячего питания в ассортименте и объеме в соответствии с цикличными меню рационов горячего питания (Приложение N 1.1 к Описанию объекта закупки, являющемуся приложением N 1 к контракту)".
Итак, заключив контракт, Исполнитель будет обязан утвердить меню и согласовать его с руководителем организации, в которой организуется питание детей, т.е. с директором школы, то есть заранее, до заключения контракта и без согласования с директором школы, Исполнитель не может организовывать питание по этому меню.
Таким образом, Заказчик не нарушает, как указано в жалобе Общества (стр. 2 жалобы), а соблюдает п. 8.1.3 СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", согласно которому меню должно утверждаться руководителем организации. Поэтому и в Описании объекта закупки Заказчик ссылается на указанные СанПин.
Приложению N 1.1 к Описанию объекта закупки ("Ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (школы и профессиональные училища)" этот пункт контракта также не противоречит, вопреки доводам жалобы:
В соответствии со п.1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 3. Описания объекта закупки Организация питания осуществляется в соответствии с:
Цикличным двухнедельным сбалансированным меню рационов горячего питания (завтрак, обед) для предоставления питания учащимся 7-11 лет общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, разработанным Исполнителем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
Цикличным двухнедельным сбалансированным меню рационов горячего питания (обед) для предоставления питания учащимся в возрасте 12 лет и старше общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, разработанным Исполнителем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 извещения об осуществлении закупки).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Подавая заявку на участие в закупке, участник соглашается на условия, указанные в извещении об осуществлении закупки.
В случае отсутствия в составе заявки цикличных двухнедельных сбалансированных меню рационов горячего питания, разработанных участником, такие меню должны быть разработаны и утверждены в рамках исполнения контракта в соответствии порядком, предусмотренным СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Заявитель за разъяснениями положений извещения о проведении закупки не обращался.
Порядок оценки заявок по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен конкурсной документацией в целях выявления лучшего условия исполнения контракта на оказание услуг по организации питания среди участников закупки, соответствующих единым требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона, а также прошедших предквалификационный отбор и направлен в первую очередь на повышение качества оказываемых услуг и обеспечении безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Из доводов жалобы также не понятно, что нарушают и чему противоречат пункты 2.1 "Цикличные меню рационов питания указаны в Приложении N 3 к настоящему контракту" и 3.1.5 "Исполнитель обязан организовать в период оказания услуг по Контракту приготовление питания в соответствии с меню, согласованным в установленном порядке".
В рассматриваемом случае предметом закупки является именно организация питания. Вся документация составлена в полном соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20.12.2013 N 113-р (ред. от 01.07.2022).
Согласно п. 14 указанных Методических рекомендаций заказчики Санкт-Петербурга при описании объекта закупки используют ассортиментные перечни основной группы продовольственных товаров и сырья (далее - Ассортиментные перечни) с учетом специфики и особенностей организации питания различных контингентов социальной сферы Санкт-Петербурга, утвержденные Управлением социального питания.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Комиссия УФАС отмечает, что п. 2.1. проекта контракта, в совокупности с другими положениями извещения не обязывает участника закупки предоставлять в составе первой части заявки предложение по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 42, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вкус" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.