Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "Беркут-Строй" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19443-ЭП/22 от 27.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200000922000071),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200000922000071) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 992 800,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 N ИЭА2 победителем Аукциона признано ООО "Беркут-Строй".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Беркут-Строй" заключен государственный контракт N 03722000009220000710002 от 27.05.2022 на сумму 4 992 800,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязуется поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 16.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Беркут-Строй" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
По условиям Контракта в соответствии с п. 5.1 в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания Сторонами настоящего Контракта Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента (минимально возможный объем товара - штука, упаковка, набор, коробка и проч.)
Однако Поставщик контрольные образцы по каждой позиции в установленный Контрактом срок до 03.06.2022 не поставил.
Согласно п. 15.1 Контракта любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в виде почтового отправления по адресу другой Стороны с подтверждением о получении.
06.06.2022 и 10.06.2022 почтовым отправлением в адрес Поставщика были направлены две Претензии по Контракту в связи с не поставкой контрольных образцов для утверждения Заказчиком.
Поставщик осуществил поставку контрольных образцов только 14.06.2022, контрольных образцов по позициям 5 и 7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) поставлено не было.
Согласно п. 5.6 Контракта непредставление Поставщиком контрольных образцов Инструкции по использованию Заказчику в сроки, установленные в настоящем Контракте, либо двукратная передача Заказчику контрольных образцов, не соответствующих характеристикам товара, установленным в Технических требованиях к Контракту, либо выявление несоответствий скрытых характеристик контрольных образцов, характеристикам товара, установленным в Технических требованиях к Контракту, является существенным нарушением Поставщиком обязательств по настоящему Контракту.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Сведений о направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении Участнику, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлено.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.07.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Беркут-Строй" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Беркут-Строй" пояснил, что утверждение Заказчика о несоответствии толщины перчаток какими-либо заключениями экспертов, на основании которых возможно было сделать такие выводы, не представлены.
Участник считает Акт экспертизы от 08.08.2022, составленный комиссией из трех сотрудников Заказчика: главной медсестры Ненушкиной Е.В., Кладовщика Протасова А.В., Бухгалтера Лебедевой Е.Л. - незаконным и необоснованным. Сотрудники СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" являются прямо заинтересованными лицами в исходе данного дела, не могут дать объективную оценку поскольку не являясь экспертами не могут обладать специальными познаниями и опытом в проведении исследований (товарной экспертизы). В акте не указаны идентифицирующие признаки образцов поданных на испытания, нет описания отбора проб (откуда, при каких обстоятельствах и кем, на основании каких товаросопроводительных документов были получены указанные образцы, не приложены описания товара (образцов) и фотоотчет по проведенным исследованиям. Нет описания методологии проведения исследования и методов исследования. В случаи отсутствия у Заказчика квалифицированных специалистов, обладающих специальными познаниями в области проведения товарных экспертиз - Заказчик обязан привлечь экспертную организацию. Исследования, произведенные по образцам товара, предоставленным в качестве замены по позиции 7 Контракта - являются служебным подлогом, преследующим цель дискредитировать поставщика. Указанные образцы были переданы Поставщику в качестве образцов - альтернативных позиции 7, одновременно с ходатайством о замене на товар с улучшенными характеристиками.
Образцы неоднократно направлялись Участникоми в адрес Заказчика и были получены сотрудниками учреждения. При этом, со стороны сотрудников систематически направлялись необоснованные, надуманные претензии. Факт получения образцов указан в подтверждениях от службы курьерской доставки DPD, а также счет-фактуре 363 от 10.06.2022.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Беркут-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "Беркут-Строй" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "Беркут-Строй", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Беркут-Строй" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Беркут-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Беркут-Строй" (ИНН: 2522001867) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.