Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А,
Членов комиссии:
врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Литвинов И.Н. и Ревенко С.А.,
от ООО "Центр рекламных услуг" - генеральный директор - Коршунов А.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Ставропольскому краю" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Центр рекламных услуг" по факту заключенного контракта N 100104648122100206/140 на поставку стендов информационных.
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Центр рекламных услуг" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав стороны, установила следующее.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
31.03.2022 г. между ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Ставропольскому краю" (Заказчик) и ООО "Центр рекламных услуг" (Поставщик) на торговом агрегаторе ЕАТ "Березка" по итогам закупочной процедуры N 100104648122100206, был заключен Государственный контракт N 100104648122100206/140 на поставку стендов информационных.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с п. 4.1 контракта, поставка товара осуществляется Поставщиком по адресу: г. Ставрополь, 1-й Юго-Западный проезд, 1а в течение 5 (пяти) дней со дня заключения контракта (понедельник - пятница с 09-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00, по московскому времени) за исключением выходных и нерабочих праздничных дней. Таким образом, срок поставки истекал 07 апреля 2022 года.
13.04.2022 г. в адрес Поставщика была направлена претензия о неисполнении обязательств по контракту.
29.04.2022 г. товар был поставлен, однако, в ходе приемки выявлены недостатки, которые отражены в мотивированном отказе от приемки товара. Товар не принят.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ, если поставщик не поставил предусмотренное контрактом количество товара, либо не выполнил требование Заказчика о замене недоброкачественного товара в установленный срок, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.
Так, по состоянию на 19.07.2022 г. не осуществлена замена недоброкачественного товара в установленный срок. 19.07.2022 г. на ЕАТ "Березка" размещено решение Заказчика о вступлении в силу одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 31.03.2022 г. N 100104648122100206/140 на поставку стендов информационных, решение о котором направлено Поставщику 15.06.2022 г. заказным письмом с простым уведомлением. Информацией о получении Поставщиком указанного решения Заказчик не располагает.
При этом, в ходе заседания Комиссии Ставропольского УФАС России установлено следующее.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Материалами дела (в том числе пояснениями ООО "Центр рекламных услуг") установлено следующее:
В соответствии с п. 4.1 контракта, товар должен быть поставлен Поставщиком в срок до 07.04.2022 г.
Поставка товара ООО "Центр рекламных услуг" была осуществлена 29.04.2022 г.
Согласно п. 5.7 контракта, стороны установили, что в случае обнаружения полностью или частично несоответствия поставляемого товара условиями контракта и спецификации, Заказчик может отказаться от приемки поставляемого товара полностью или частично.
При приемке товара 29.04.2022 г. Заказчиком было выявлено несоответствие технических характеристик со спецификацией государственного контракта.
В связи с этим, Поставщику было отказано в приемке товара и Заказчиком в адрес Поставщика было направлено претензионное письмо о мотивированном отказе от приемки товара.
18.05.2022 г. Поставщиком был дан ответ о замене товара. Повторная поставка товара Обществом была осуществлена 28.06.2022 г.
При повторной поставки информационных стендов Поставщику было отказано в приемке товара, поскольку Заказчиком были выявлены несоответствия технических характеристик со спецификацией государственного контракта, а именно:
- картонная упаковка повреждена, стенды повреждены и утратили товарный вид (на стендах имеются вмятины, углы стендов деформированы);
- на всех стендах в верхней части имеются пятна белого цвета, которые не оттираются доступным способом без применения специальных очищающих средств, что могло привести по вине третьих лиц. Доказательств того, что стенды информационные были повреждены Поставщиком еще до отправки в адрес Заказчика, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
С 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12. 2 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пп. "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с пп. "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 настоящего Федерального закона), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Центр рекламных услуг", приходит к выводу о совершении Обществом необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту N100104648122100206/140, а именно неоднократной поставки (замена товара) в адрес Заказчика информационных стендов.
Кроме того, факт того, что картонная упаковка и стенды повреждены и утратили товарный вид (на стендах имеются вмятины, углы стендов деформированы), а также на всех стендах в верхней части имеются пятна белого цвета, могут быть связаны с действиями транспортной компании. Также, доказательств обратного, что стенды информационные были повреждены Поставщиком еще до отправки в адрес Заказчика, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Центр рекламных услуг" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Центр рекламных услуг" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
И.Г. Лыков
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Н.В. Смерчанская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.