Резолютивная часть оглашена
29.07.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Смартрегион" (далее - Заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку учебно-демонстрационного оборудования для модернизации учебной базы СГСПУ (извещение N 0342100024122000005, начальная (максимальная) цена контракта - 25 699 990,50 руб.),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Смартрегион" на положения извещения при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителя:
- Заказчиком в документации о закупке указан несоответствующий предмету закупки код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2).
- Заказчиком нарушено Постановление Правительство РФ от 30.04.2020 N616, не применен запрет при проведении закупки, нарушено правило нацрежима.
- Заказчиком в описании объекта закупки установлены излишние требования к интерактивной панели.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилcя, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 3 Правил N 145 определено, что Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4 Правил N145 предусмотрено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217)
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно описанию объекта закупки Заказчику требовалось:
- Мобильный ПК;
- Системный блок (в составе стационарного компьютера); Монитор 24 (в составе стационарного компьютера);
- Монитор 24 (в составе стационарного компьютера);
- Мышь (в составе стационарного компьютера);
- Мышь;
- Клавиатура (в составе стационарного компьютера);
- Телевизор;
- Интерактивная панель.
Согласно извещению о проведении закупки, заказчиком установлено:
32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", так как в описании объекта закупки ни одна из позиций не входит в категорию демонстрационных устройств. А именно:
- Мобильный ПК, соответствует Коду ОКПД2 - 26.20.11.110 Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата;
- Системный блок (в составе стационарного компьютера) соответствует Коду ОКПД2 - 26.20.15.000 Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода;
- Монитор 24 (в составе стационарного компьютера) соответствует Коду ОКПД2 - 26.20.17.110 Мониторы, подключаемые к компьютеру;
- Мышь (в составе стационарного компьютера)/ Мышь соответствует Коду ОЕПД2 - 26.20.16.170 Манипуляторы;
- Клавиатура (в составе стационарного компьютера) соответствует Коду ОКПД2 - 26.20.16.110 Клавиатуры;
- Телевизор соответствует Коду ОКПД2 - 26.40.20.122 Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с жидкокристалическим экраном, плазменной панелью;
- Интерактивная панель соответствует Коду ОКПД2 - 26.20.13.000 Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных.
КТРУ содержит позиции по необходимому Заказчику оборудованию, содержащие характеристики, указанные Заказчиком в техническом задании. В частности, характеристики Интерактивной панели описаны из КТРУ - 26.20.13.000-00000002.
В связи с изложенным, установление в извещении кода ОКПД 32.99.53.130 не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N145.
Заявитель считает, что все перечисленные ранее коды ОКПД2 на объекты в описании закупки входят в перечень товаров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства". Однако Заказчик не применил запрет при проведении закупки.
Код ОКПД2 32.99.53.130 установленный Заказчиком, не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616. В связи с чем, данный довод признан необоснованным.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к интерактивной панели согласно КТРУ 26.20.13.000-00000002:
Ширина панели |
|
Миллиметр |
Высота панели |
|
Миллиметр |
Толщина панели |
|
Миллиметр |
Вес панели |
|
Килограмм |
Заявитель считает, что под данные требования подходит только одна интерактивная панель ВМ Stark Вaikal75. Параметры, по мнению Заявителя, как ширина, высота и толщина никак не влияют на функциональную работу интерактивных панелей, и являются излишними. Также излишними являются требования по количеству HDMI входов на лицевой панели для подключения внешних устройств, требования к наличию в панели 3 и более hdmi -входов.
Потребность заказчика в приобретении товара с конкретными функциями не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на участие в закупке подана 1 заявка.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Смартрегион" частично - обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.