Резолютивная часть оглашена
29.07.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МП г.о.Самара "Самаркий метрополитен имени А.А.Росовского" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Куйбышев Ойл" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту мягкой кровли нежилого здания, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Железной Дивизии 4 (ИКЗ 223631101302863110100100500014391000, извещение N 0342300000122000453, начальная (максимальная) цена контракта - 5 358 801,60 руб.) (далее - Закупка),
в присутствие надлежаще извещенных о дате и времени рассмотрения обращения представителей Заказчика и Общества,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
11.05.2022 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2022 NИЭА1 заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту мягкой кровли нежилого здания, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Железной Дивизии 4 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пункт 11.5. контракта регламентирует условие о возможности расторжения Контракта по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок (в течение 90 (девяносто) дней с момента заключения контракта) по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту мягкой кровли нежилого здания, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Железной Дивизии 4 и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их.
По состоянию на 11.07.2022 г. (61 день от срока выполнения работ, установленного пунктом 4.1 Контракта) Подрядчик не приступил к выполнению работ.
В связи с изложенным, Заказчиком 11.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 11.07.2022. Соответственно, вступило в силу 22.07.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "Куйбышев Ойл" пояснениям, неисполнение обязательств по Контракту связано с увеличением сметной стоимости по контракту, из-за повышения стоимости основных строительных материалов, необходимых для осуществления работ. 28.06.2022 г. (48 день от общего срока выполнения работ по Контракту) Общество информационным письмом 28/06/2022 от 28.06.2022 г. сообщило об указанных обстоятельствах Заказчику, а также предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В обоснование довода о повышении цен на строительные материалы Подрядчик на заседании Комиссии Самарского УФАС России представил различные коммерческие предложения, а также письмо производителя ЗАО "Оргкровля".
Однако, в частности, информационное письмо производителя ЗАО "Оргкровля" (исх. N585 от 06.06.2022 г.) информирует о подорожании всех видов кровельных материалов с 15 июня 2022 г. ориентировочно на 5-7%, по заявкам, размещенным до 15 июня 2022 г. счета производителем будут выставляться по старым ценам.
ООО "Куйбышев Ойл" не представило доказательств невозможности приобретения кровельного материала, соответствующего характеристикам Приложения N3 Контракта или невозможности оформления заявки в адрес производителя до 15 июня 2022 г. (по истечении месяца начала срока выполнения работ, определенного контрактом).
Кроме того, в заявке ООО "Куйбышев Ойл" в ходе проведения аукциона предложена цена на 34,89 % ниже НМЦК - 3 489 087,10 рублей. Таким образом, Общество добровольно принимало участие в аукционе, самостоятельно предложило цену контракта, а также выразило согласие при подаче заявки на условия заказчика, предусмотренные извещением.
Так же, стоит отметить, что рост цен в данный период времени не являлся стихийным (одномоментным).
К пояснениям Общества не представлено ни одного документального подтверждения того, что в установленный 10-дневный срок им предпринимались какие-либо меры для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Необходимо отметить, что Заказчик на включение сведений об Обществе в реестр настаивал, поскольку работы, предусмотренные контрактом носят сезонный характер и в результате действий (бездействий) ООО "Куйбышев Ойл" МП г.о.Самара "Самаркий метрополитен имени А.А.Росовского" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно осуществления ремонта мягкой кровли нежилого здания. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (11.07.2022 г. - 61 день от общего срока выполнения работ по Контракту) надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, ООО "Куйбышев Ойл", как юридическое лицо, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Куйбышев Ойл" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что в Реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС содержатся записи о включении сведений об ООО "Куйбышев Ойл" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Куйбышев Ойл" (ИНН 6319225578, КПП 631201001, ОГРН 1186313010674, юридический адрес: 443051, Самарская область, г. Самара, Ракитовское шоссе, д. 1, помещения 1,2,4; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Чалкин Сергей Владимирович (ИНН 635705335970) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Куйбышев Ойл", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-312 от 29.07.2022
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
22.07.2022 |
27.07.2022 |
25.07.2022 |
0 |
25.07.2022 |
01.08.2022 |
29.07.2022 |
0 |
04.08.2022 |
03.08.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.