Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей филиала Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее - Отделение ПРФ, Заказчик, Учреждение) - Дейнеко Е.Б., Симоненко Т.Г. (по доверенности),
коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью "ОПТИМУС ТРАНС" (далее - ООО "ОПТИМУС ТРАНС", Общество, Исполнитель) - Рассказова А.Ю. (доверенность не представлена),
рассмотрев обращение Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разделом III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
21.07.2022 в Мурманское Управление ФАС России поступило обращение Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" (г. Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 17А, оф. 28-Н/1, раб. м. 4, ИНН 7801710911, ОГРН 1227800042920) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке отделений ПФР в Мурманской области.
Обращение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения электронного аукциона (номер извещения 0249100000322000036) 10.06.2022 между Государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области и Обществом с ограниченной ответственностью "ОПТИМУС ТРАНС" был заключен контракт N 257 на оказание услуг по уборке отделений ПФР в Мурманской области (далее - Контракт).
Реестровый номер договора: 1519112005522000075.
Цена договора: 265 047,34 руб.
Срок исполнения контракта: с 1 июля 2022 г. по 31.12.2022 г.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Закона о контрактной системе.
В связи с существенными нарушениями условий контракта со стороны Общества, Учреждение воспользовалось предусмотренным пунктом 10.4. Контракта правом и в одностороннем порядке 06 июля 2022 г. приняло решение о расторжении договора с Обществом.
Пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направить данное решение поставщику. Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Заказчик, в соответствии с законом, направил Обществу посредством функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако, согласно устным пояснениям Исполнителя, Общество не знало о расторжении договора и не получало никаких писем от Учреждения, так как не отслеживало события Контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Заказчик посчитал надлежащей датой уведомления 06 июля 2022 г., соответственно, 18 июля 2022 г. - дата расторжения контракта.
Обращение Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный законом срок.
В действиях Заказчика по расторжению контракта с ООО "ОПТИМУС ТРАНС" в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении поставщика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе указано, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Комиссия, изучив представленные материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1.1. Контракта, Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по уборке в срок, предусмотренный настоящим Контрактом согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Обязанности Исполнителя регламентированы в части 3.1 Контракта, в соответствии с условиями которого входят пункты 3.1.1, 3.1.3. и 3.1.8:
- до начала срока оказания Услуг предоставить Заказчику данные своего персонала (Ф.И.О., номер и дата документа, удостоверяющего личность), который будет осуществлять непосредственное оказание Услуг. (подпункт 3.1.1);
- оказать услуги Заказчику качественно, в объеме и в сроки согласно Описанию объекта закупки (подпункт 3.1.3);
- обеспечить за свой счет необходимое количество специалистов, оборудования, материалов, моющих средств для проведения уборочных работ (подпункт 3.1.8).
Согласно письменным пояснениям Общества, принятый в штат сотрудник-менеджер передал списки на привлеченных работников на объекты выполнения работ. Общество утверждает, что 29 июня 2022 г. его сотрудники организовали доставку расходных материалов и моющих средств, но охрана Отделений ПФР не допустила представителей компании на объект. Однако, Обществом не представлены документы или иные доказательства, подтверждающие доводы ООО "ОПТИМУС ТРАНС".
01.07.2022 г. Заказчик направил посредством электронной почты запрос о соблюдении условий контракта на имя генерального директора Общества, где уведомил Исполнителя о том, что не получены данные о персонале, который будет оказывать услуги, а также, что к работам Общество не приступило.
В записке от 27.07.2022 г. сторож (вахтер) АХО МТО ОПФР Давыдова Е.В. поясняет, что 29.06.2022 года какие-либо сведения или списки сотрудников ООО "ОПТИМУС ТРАНС", а также средства бытовой химии не передавались.
Кроме того, 04 июля 2022 г. Общество направило Заказчику письмо по электронной почте, в котором указывает на финансовые и кадровые трудности и на невозможность выполнения принятых на себя обязательств по Контракту. В связи с чем просит расторгнуть договор по соглашению сторон.
В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России считает необходимым отметить, что расторжение договора по соглашению является правом, а не обязанностью Заказчика.
В соответствии с пунктом 9.2. Контракта в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств другая Сторона может направить претензию. В данном случае Исполнитель не связывался с Заказчиком и не представил никаких претензий другой стороне.
Факты неоказания услуг по уборке зафиксированы ОПФР актами обследования уборки помещений от 01.07, 04.07, 05.07, 06.07, 07.07, 08.07, 11.07, 12.07, 13.07, 14.07, 15.07 и 18.07 2022.
В связи с существенными нарушениями условий контракта со стороны Общества, Учреждение воспользовалось предусмотренным пунктом 10.4. Контракта правом и в одностороннем порядке 06 июля 2022 г. приняло решение о расторжении договора с Обществом.
Факт одностороннего расторжения Контракта недостаточен для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков без установления истинных причин неисполнения Контракта, а равно без анализа и исследования поведения сторон.
Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ОПТИМУС ТРАНС" полностью уклонилось от исполнения Контракта.
В частности, уклонение от пункта 3.1.1. Контракта, где Исполнитель был обязан до начала срока оказания Услуг предоставить Заказчику данные своего персонала, который будет осуществлять непосредственное оказание Услуг. Заказчик не получил соответствующего списка, а доказательств со стороны Общества не имеется.
Согласно пункту 3.1.3. Контракта Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику качественно, в объеме и в сроки согласно Описанию объекта закупки. Услуги не предоставлялись с первого дня действия Контракта.
Также в нарушение пункта 3.1.8 Контракта Исполнитель не обеспечил за свой счет необходимое количество специалистов, оборудования, материалов, моющих средств для проведения уборочных работ.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В данном случае, Исполнитель не приступил к исполнению договора.
Со стороны Исполнителя не было представлено сведений, доказывающих что Заказчик не исполнял встречных обязательств по контракту, организовывал препятствия сотрудникам Исполнителя, и других сведений, являющихся основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом Комиссия делает вывод, что в период с 01.07.2022 по 18.07.2022 услуги по уборке не оказывались. Доводы о недопуске Заказчиком сотрудников Общества на территорию объекта при оказании услуг по уборке не находят своего подтверждения. Доказательств наличия объективных причин (не зависящих от Исполнителя), повлекших за собой невозможность выполнения обязательств по контракту, а также сведений, подтверждающих затруднительное финансовое и кадровое положение, ООО "ОПТИМУС ТРАНС" не представил.
На основании имеющихся на дату рассмотрения дела сведений и фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" и отсутствии намерения исполнить контракт в соответствии с его условиями. При таких обстоятельствах сведения в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
1. В связи с односторонним отказом Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области от исполнения контракта на оказание услуги по уборке включить сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ОПТИМУС ТРАНС" (г. Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 17А, оф. 28-Н/1, раб.м. 4, ИНН 7801710911, генеральный директор: Скороход Дмитрий Сергеевич, ИНН 470313524738) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.