Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПК "Ярославич" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Ножницы и зажимы эндоскопические) (изв. N 0356200005122000243),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005122000243 ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" проводился при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Ножницы и зажимы эндоскопические).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 502 800,10 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.07.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару приводит к ограничению потенциальных участников закупки в связи со следующим:
1) неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки указанных в извещении товаров, поскольку товары не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки;
2) по позиции N 1 Технического задания также соответствует товар единственного производителя - Ножницы Harmonic АСЕ+ с технологией адаптации к тканям для открытых и эндоскопических операций, длина ствола 23 см (производства "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", США, РУ РЗН 2017/5771), в то время как по позиции N 2 возможно поставить товар двух различных производителей.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.
Комиссия отмечает, что под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми. Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг). Однако, в случае если комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Например, необходимостью в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленностью на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Заказчик пояснил, что все закупаемые товары предназначаются для выполнения разных хирургических оперативных манипуляций в процессе одной операции. Объединение закупаемых товаров в один лот связано с целью своевременной, комплексной поставки требуемых товаров для оказания бесперебойной медицинской помощи при проведении хирургических оперативных вмешательств.
Обоснование использования двух инструментов вовремя одного оперативного вмешательства, обусловлено спецификой онкологического профиля, как правило, у пациентов имеется пораженный опухолью очаг (орган) с вовлечением в опухолевый процесс близ лежащих органов и структур с огромным количеством кровеносных сосудов. На начальном этапе оперативного вмешательства, а так же на этапе иммобилизации оперируемого органа или ткани используются лигирующие инструменты (Инструмент электролигирующий, одноразовый к элетрокоагулятору серии FT), эти инструменты позволяют более быстрому продвижению к оперируемому органу, проводя коагуляцию и диссекцию сосудов диаметром до 7 мм (снижается кровопотеря).
Далее, вовремя этой же операции, на самом оперируемом органе и вблизи расположенных, жизненно важных структур, используется другой инструмент, ультразвуковой (Ножницы коагуляционные с эргономичной рукояткой к ультразвуковому генератору GEN Щ, он обладает более щадящим, прецизионным и деликатным воздействием и позволяет проводить коагуляцию сосудов до 5 мм с минимальной травматизацией окружающих тканей.
Таким образом, целью объединения в один лот поставку товара, указанного в Техническом задании является проведение качественных и безопасных хирургических операций, так как оба инструмента требуются при выполнении операций. Кроме того, менее травмирующее хирургическое вмешательство, у пациента - это благоприятный короткий восстановительный период, как следствие снижение нахождения в стационаре.
Следовательно, формирование предмета закупки в таком виде определялось потребностями государственного заказчика в проведении качественных хирургических вмешательств.
Согласно извещению описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно Техническому заданию необходимо поставить: инструмент электролигирующий, одноразовый к элетрокоагулятору серии FT, Covidien, имеющемуся у заказчика; ножницы коагуляционные с эргономичной рукояткой к ультразвуковому генератору GEN11 Этикон Эндо-Серджери, имеющемуся у заказчика.
Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно ограничил перечень товара, который возможно предложить по позиции N 2, поскольку на товарном рынке присутствует аналогичная и полностью взаимозаменяемая продукция производителя Reach Surgical Inc.
Комиссия отмечает, что в Техническом задании Заказчик установил требование к совместимости с имеющимся у него оборудованием, а не требование к товарному знаку поставляемого товара, следовательно, возможно поставить товар различных производителей при условии, что он будет совместим с оборудованием, имеющимся у Заказчика.
Согласно руководству по эксплуатации энергетической платформы серии FT генератор рассчитан на работу с инструментами LigaSure производства Covidien, которые имеют разъем, соответствующий параметрам, показанным в указанном руководстве по эксплуатации. Так в руководстве по эксплуатации указаны совместимые монополярные инструменты и другие устройства, номера которых по каталогу Covidien, также указанные в руководстве по эксплуатации, полностью совместимы с системой VLFT10GEN.
В свою очередь, по позиции N 2 Технического задания также соответствует товар производителя Reach Surgical Inc., что подтверждается официальными письмами Росздравнадхора (исх. 10-71 121/21 от 08.12.2021 г.; исх. N 10-2969/22 от 17.05.2022 г.; исх. N 10-30847/22 от 20.05.2022 г.), а также инструкцией по применению скальпеля ультразвукового одноразового, в вариантах исполнения производства, Reach Surgial, Inc ("Рич Сёрдж икал, Инк"), Китай.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 6 заявок, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения и приложений к нему, снижение составило 39,08% от НМЦК, что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками закупки.
Комиссия отмечает, что производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
Приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11 н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия" утверждены такие требования, в числе которых подпунктом "в" п. 11 раздела III ("Требования к содержанию эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия") установлено, что эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие должна содержать перечень расходных материалов (компонентов, реагентов), а также процедуру их применения.
Аналогичная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2021 N АКПИ21-444, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
2. Заявитель полагает, что Заказчик при описании объекта закупки не применил описание, предусмотренное позицией КТРУ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как отмечалось ранее, согласно извещению о проведении закупки о проведении электронного аукциона необходимо поставить: инструмент электролигирующий, одноразовый к элетрокоагулятору серии FT, Covidien, имеющемуся у заказчика; ножницы коагуляционные с эргономичной рукояткой к ультразвуковому генератору GEN11 Этикон Эндо-Серджери, имеющемуся у заказчика.
Согласно извещению данные товары соответствуют коду ОКПД2 32.50.13.190.
Заявитель считает, что необходимо установить требования в соответствии с кодом КТРУ N 32.50.50.190-00000078, соответствующий наименованию: насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования.
Комиссия отмечает, что по данной позиции КТРУ отсутствует описание товара.
Также Комиссия отмечает, что при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования.
Кроме того, Заказчик также пояснил, что под данный код ОКПД2 32.50.13.190 в КТРУ отсутствуют описание товара, работы, услуги соответствующие потребности Заказчика.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПК "Ярославич" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Ножницы и зажимы эндоскопические) (изв. N 0356200005122000243) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июля 2022 г. N 011004-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2022